Реестр адвокатов г. Москвы
Адвокатские образования г.Москвы
Реестр адвокатов Московской области
Адвокатские образования Московской области
Кодекс адвокатской этики Законодательство об адвокатах и адвокатуре
Судебная практика об адвокатах
Информация об адвокатских палатах субъектов РФ Задать вопрос адвокату
Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка
Решение Арбитражного суда Московской области об установлении кадастровой стоимость земельного участка, равной его рыночной стоимости.
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Москва
18 августа 2014 года
Дело №А41-19771/14
Резолютивная часть объявлена 11 августа 2014 года
Полный текст решения изготовлен 18 августа 2014 года
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующий судья Н.В.Севостьянова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.Е. Ищенко, рассмотрел в судебном заседании дело по иску
Общества с ограниченной ответственностью «ФРЕГАТ» (ИНН 7714316147, ОГРН 1037714047689, дата государственной регистрации: 09.06.2003, юридический адрес: 142000, Московская область, Домодедовский р-н, г.Домодедово, ул.Школьная, 23)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, дата государственной регистрации: 03.12.2002 г., юридический адрес: 107078, Москва Город, Орликов Переулок, 10, стр.1) в лице филиала Московской области
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация городского округа Домодедово Московской области
об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
при участии в судебном заседании:
согласно протоколу,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «ФРЕГАТ» (далее – ООО «ФРЕГАТ», истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Московской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра», ответчик) с требованием установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:28:0050107:3, равной его рыночной стоимости в размере 1 475 475 000 руб. 00 коп. с 01.01.2014 г. и требованием обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимостиземельного участка с кадастровым номером 50:28:0050107:3 в размере равном его рыночной стоимости с указанием даты определения 01.01.2014 г.
Дело рассмотрено в соответствии с ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных о месте и времени проведения судебного разбирательства надлежащим образом. В судебном заседании присутствовал эксперт.
Ответчик с иском не согласился, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что в данном случае необходимость определения рыночной стоимости в индивидуальном порядке отсутствует.
Министерство имущественных отношений ходатайствовало о проведении судебной экспертизы. Истец против удовлетворения ходатайства о назначении экспертизы возражал. Судом 04.08.2014 г. был объявлен перерыв в судебном заседании для предоставления Министерству имущественных отношений Московской области дополнительного времени с целью представления Минимуществом МО предложений по экспертным организациям, доказательств перечисления на депозитный счет суда денежных средств, необходимых для оплаты услуг эксперта.
11.08.2014 г., после перерыва, представитель Минимущства МО в судебное заседание не явился, требований ст. 82 АПК РФ не выполнил, предложений по выбору экспертных организаций с указанием экспертов и их согласия на подготовку заключения, доказательств перечисления на депозитный счет суда денежных средств на оплату услуг эксперта не представил.
Исследовав в полном объеме все представленные в материалы дела письменные доказательства, выслушав доводы истца, арбитражный суд установил следующее.
ООО «ФРЕГАТ» является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:28:0050107:3, общей площадью 515 000 кв.м., расположенного по адресу: Московская обл., Домодедовский р-н, вблизи д. Павловское, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексной многоэтажной застройки с объектами социальной и инженерной инфраструктуры (далее по тексту - земельный участок).
В 2013 году на территории Московской области были проведены работы по государственной кадастровой оценке земель, в том числе земель категории: земли населенных пунктов.
Результаты государственной кадастровой оценки земель Московской области, относящихся к категории: земли населенных пунктов утверждены распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года № 566-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области» (далее по тексту - распоряжение Минэкологии МО № 566-РМ).
В соответствии с распоряжением Минэкологии МО № 566-РМ по состоянию на 01.01.2014 г. кадастровая стоимость земельногоучастка составила 5 314 084 150 руб. 00 коп. при удельном показателе кадастровой стоимости в размере 10 318 руб. 61 коп.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка отражены в кадастровом паспорте земельного участка.
В целях определения рыночной стоимости земельного участка, между ООО «ФРЕГАТ» (заказчик) и ООО «Номатив» (исполнитель) был заключен договор на оценку.
По результатам определения рыночной стоимости земельного участка составлен отчет от 26.03.2014 г. № 010-03-14 об определении рыночной стоимости земельного участка на дату 01.01.2014 г.
Согласно отчету от 26.03.2014 г. № 010-03-14 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:28:0050107:3 площадью 515 000 кв.м, величина рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2014 г. составила 1 475 475 000 руб. 00 коп., рыночная стоимость за 1 кв. м составила 2 865 руб. 00 коп.
Оценка была проведена в соответствии с ФСО № 1-3, обязательными к применению объектами оценочной деятельности, стандартами и правилами оценочной деятельности НП «СРОО «Экспертный совет», Федеральным законом РФ № 135-ФЗ от 29.07.1998 г. «Об оценочной деятельности в РФ» и № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон».
При составлении данного отчета оценщик из трех подходов: сравнительного, затратного и доходного выбрал сравнительный, а именно метод средневзвешенного значения, поскольку он является наиболее подходящим для определения рыночной стоимостиобъекта в данном случае.
Соблюдение требований законодательства в отчете от 26.03.2014 г. № 010-03-14 подтверждаются положительным экспертным заключением НП «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет» № Ю-З10314-4 от 03.04.2014 г. на отчет № 010-03-14 от 26.03.2014 г. «Об определении рыночной стоимости земельного участка по адресу: Московская обл., Домодедовский р-н, для целей установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости».
Согласно положительному экспертному заключению НП «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет» № Ю-З10314-4 от 03.04.2014 г., выбранные оценщиком методы оценки в рамках каждого из использованных оценщиком подходов к оценке признаны обоснованными, выполненный в отчете расчет стоимости объекта оценки соответствует выбранным оценщиком подходам и методам.
Таким образом, истец полагает, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельногоучастка значительно превышает его рыночную стоимость, определенную отчетом, в связи с чем, ООО «ФРЕГАТ» считает, что его права нарушены несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участкаего рыночной стоимости, поскольку завышенный размер кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его реальной рыночной стоимости влечет за собой увеличение налоговой базы по земельному налогу для истца.
Ответчик в представленном письменном отзыве на исковое заявление указал, в данном случае необходимость определения рыночной стоимости спорного земельного участка в индивидуальном порядке отсутствует.
Доводы ответчика судом не принимаются, поскольку судом установлено, что из разъяснений Министерства экономики и развития РФ следует, что учет рыночной стоимости земельного участка, определенной индивидуально в отношении земельного участка в отчете об оценке, предпочтительнее перед кадастровой стоимостью, полученной методами оценки без учета специфических характеристик земельного участка.
Министерство имущественных отношений ходатайствовало о проведении судебной экспертизы, поскольку считает, что отчет от 26.03.2014 г. № 010-03-14 об определении рыночной стоимости земельного участка не соответствует требованиям законодательства РФ об определении оценочной деятельности.
Однако, доводы Министерства имущественных отношений опровергаются представленным в материалы дела положительным экспертным заключением НП «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет» № Ю-З10314-4 от 03.04.2014 г., подтверждающим соответствие отчета от 26.03.2014 г. № 010-03-14 об определении рыночной стоимости земельного участкатребованиям законодательства РФ.
Кроме того Министерство имущественных отношений в судебное заседание не явилось, не представило предложений по выбору экспертной организации, а также не представило доказательства перечисления денежных средств на депозитный счет Арбитражного суда Московской области для оплаты услуг эксперта.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований по имеющимся в деле документам.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения (п. 5 ст. 65 ЗК РФ) и является налоговой базой для исчисления земельного налога (п. 1 ст. 390 НК РФ).
Таким образом, судом установлено, что рыночная стоимость спорного земельного участка, рассчитанная в соответствии с распоряжением Минэкологии МО № 566-РМ по состоянию на 01.01.2014 г. в размере 5 314 084 150 руб. 00 коп. при удельном показателе кадастровой стоимости в размере 10 318 руб. 61 коп. не соответствует рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2014 г.
Согласно пунктам 1 и 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участкаустанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимостиземельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время п. 3 ст. 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участкакадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011№ 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ может быть назначена экспертиза.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастровогоучета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010г. № П/93 «О наделении Федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета», ФГБУ «ФКП Росреестра» переданы полномочия органа кадастрового учета.
Таким образом, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» обладает полномочиями по внесению изменений в сведения государственного кадастрового учета.
В соответствии со ст. 24.19 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 года № 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
П. 4 ст. 15 ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
Таким образом, у органа кадастрового учета в силу закона возникает обязанность внести сведения о кадастровой стоимостиобъекта недвижимости на основании акта органа власти, которым утверждены результаты проведения кадастровой стоимости.
В соответствии с п.1 ст.11 ГК РФ и ч.1 ст.4 АПК РФ целью обращения в арбитражный суд лица, право которого нарушено, является восстановление нарушенного права этого лица.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными ст. 12 ГК РФ, либо иными способами, предусмотренными законом.
Лицо, обращающееся с требованием в суд, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации.
Таким образом, целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав.
В обоснование требований истца, в материалы дела представлены результаты экспертизы.
Суд, исследовав представленные отчет от 26.03.2014 г. № 010-03-14 об определении рыночной стоимости земельного участка и положительное экспертное заключение НП «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет» № Ю-З10314-4 от 03.04.2014 г. с позиции статьи 71 АПК РФ установил, что оно соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Суд отмечает, что в указанных заключениях экспертов, отражены характеристика (описание) объекта оценки и его среды, анализ рынка объекта оценки, анализ наиболее эффективного использования, методика оценки, применимость подходов к определению рыночной стоимости. Учитывая изложенное, суд принимает выводы экспертизы в качестве доказательства, устанавливающего рыночную стоимость спорного земельного участка.
В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку судом приняты результаты оценки , установившей рыночную стоимость спорного земельного участка, требование истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:28:0050107:3, равной его рыночнойстоимости в размере 1 475 475 000 руб. 00 коп. с 01.01.2014 г. и требование обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:28:0050107:3 в размере равном его рыночной стоимости с указанием даты определения 01.01.2014 г. подлежат удовлетворению.
Кроме того в описательной части настоящего решения отмечено, что установление судом рыночной стоимости земельного участкадолжно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровойстоимости в государственный кадастр недвижимости, с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно ст.110 АПК РФ, уплаченная истцом при подаче иска государственная пошлина в размере 4 000 руб. 00 коп. (платежное поручение № 23 от 26.03.2014 г.), подлежит взысканию с ответчика в пользу истца пропорционально удовлетворенным требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-171,176-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Р Е Ш И Л :
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:28:0050107:3, равной его рыночной стоимости в размере 1 475 475 000 руб. 00 коп. с 01.01.2014 г.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровойстоимости земельного участка с кадастровым номером 50:28:0050107:3 в размере равном его рыночной стоимости с указанием даты определения 01.01.2014 г.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ФРЕГАТ» расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 000 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца в установленном законом порядке.
Когда планируется снос углового дома Чехова61... 29.10.2017 - Комментарий Ян Мы в таком доме взяли, довольны на все 100%, по соотношению цена/качество лучше предложения не нашли. Конечно ... 30.01.2017 - Терлецкий парк (Московские окна) адвокат Андрей Валерьевич Ребриков Информация для дольщиков ЖК "Терлецкий парк". 15 февраля 2017 года состоится очередное заседение по рассмотрен...
Проблемные застройщики. Информация. Комментарии. Общение соинвесторов. Судебные дела
Согласование перепланировок жилых и нежилых помещений
Согласование перепланировок от заказа технического заключения и проекта до получения разрешения. Узаконение ранее сделанной перепланировки. Сложные случаи. Подробнее >>>>