Реестр адвокатов г. Москвы
Адвокатские образования г.Москвы
Реестр адвокатов Московской области
Адвокатские образования Московской области
Кодекс адвокатской этики Законодательство об адвокатах и адвокатуре
Судебная практика об адвокатах
Информация об адвокатских палатах субъектов РФ Задать вопрос адвокату
Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка
Решение Арбитражного суда Московской области об установлении кадастровой стоимость земельного участка, равной его рыночной стоимости.
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Москва
05 ноября 2014 года
Дело №А41-24635/14
Резолютивная часть решения объявлена 07 октября 2014 года
Полный текст решения изготовлен 05 ноября 2014 года
Арбитражный суд Московской области в составе:
судьи Кузьминой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Шиляевым А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
ООО «Аконит-М»
к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Московской области
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
третьи лица –
Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области,
ИФНС РФ по Сергиево-Посадскому району Московской области,
Правительство Московской области,
Министерство экологии и природопользования Московской области,
Министерство имущественных отношений Московской области,
об установлении рыночной стоимости земельных участков в качестве их кадастровой стоимости
при участии в судебном заседании представителей сторон согласно протоколу
УСТАНОВИЛ:
ООО «Аконит-М» обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений), в котором просит:
- установить кадастровую стоимость указанных земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости и обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральнаякадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, установив кадастровую стоимость земельных участков в размере рыночной стоимости, определенной по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, с момента внесения оспариваемой кадастровой стоимости в Государственный кадастр недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером 50:05:0120102:20, в размере, равном его рыночной стоимости 44 585 800 руб. и удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 50:05:0120102:20 в размере, равном его рыночной стоимости – 318 руб. 47 коп.
- земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110210:36, в размере, равном его рыночной стоимости 25 477 600 руб. и удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110210:36 в размере, равном его рыночной стоимости – 318 руб. 47 коп.
- земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110214:65, в размере, равном его рыночной стоимости 6 369 400 руб. и удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110214:65 в размере, равном его рыночной стоимости – 318 руб. 47 коп.
В качестве ответчиков, в отношении которых предъявлены требования, в деле участвуют ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, а в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, ИФНС РФ по Сергиево-Посадскому району Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области.
Распоряжением председателя пятого судебного состава от 04.08.2014г., в соответствии с частями 3, 4 ст.18 АПК РФ, настоящее дело передано из производства судьи Г.И. Богатырёвой на рассмотрение судьи О.А. Кузьминой.
Истец в судебном заседании поддержал уточненные заявленные требования в полном объеме.
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Московской области представила в материалы дела отзыв на заявленные требования, в котором просила суд отказать в их удовлетворении.
ИФНС РФ по Сергиево-Посадскому району Московской области также представила в материалы дела отзыв, в котором просила суд отказать в удовлетворении требований истца.
От третьего лица Министерства экологии и природопользования поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
01.10.2014 в соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании судом объявлен перерыв до 07.10.2014, о чем вынесено протокольное определение.
После окончания перерыва судебное заседание продолжено, в порядке ч. 5 ст. 163 АПК РФ.
Дело рассмотрено в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствии представителей ответчиков, и третьих лиц - Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, ИФНС РФ по Сергиево-Посадскому району Московской области, Правительства Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, уведомленных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.
ООО «Аконит-М» является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами:
- 50:05:0120102:20, площадь объекта - 140000 кв.м., вид права - долгосрочная аренда, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - для жилой застройки средней этажности, адрес (местоположение) объекта - Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в р-не ул. Театральная, северная часть кадастрового квартала 50:05:0120102, что подтверждается Договором аренды земельного участка№ДЗ-922 от 29.11.2013г., зарегистрированным в установленном законом порядке.
- 50:05:0110210:36, площадь объекта - 80000 кв.м., вид права - долгосрочная аренда, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для жилой застройки средней этажности, адрес (местоположение) объекта - Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в р-не ул. Театральная, юго-восточная часть кадастрового квартала 50:05:0110210, что подтверждается также Договором аренды земельногоучастка №ДЗ-963 от 03.12.2013г., зарегистрированным в установленном законом порядке;
- 50:05:0110214:65, площадь объекта - 20000 кв.м., вид права - постоянное бессрочное пользование, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для малоэтажной жилой застройки, адрес (местоположение) объекта - Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в р-не ул. Лесная, центральная часть кадастрового квартала 50:05:0110214, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.10.2009г., серия 50-НД №156115, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.10.2009г. сделана запись регистрации №50-50-05/102/2009-185.
Договоры аренды земельных участков №ДЗ-922 от 29.11.2013г., и №ДЗ-963 от 03.12.2013г. заключены между Администрацией Сергиево-Посадского муниципального района Московской области и ООО «Аконит-М» сроком на 15 лет.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 №566-РМ, по состоянию на 01.01.2013г. были утверждены результаты определения, в том числе, кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0120102:20 составила 588 970 200,00 (пятьсот восемьдесят восемь миллионов девятьсот семьдесят тысяч двести) рублей. Удельный показатель кадастровой стоимостиземельного участка при этом составил 4 206,93 руб. (пп. 1619 приложения «Сергиево-Посадский муниципальный район» к Распоряжению).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110210:36 составила 336 774 400,00 (триста тридцать шесть миллионов семьсот семьдесят четыре тысячи четыреста) рублей. Удельный показатель кадастровой стоимости земельногоучастка при этом составил 4 209,68 руб. (пп. 1118 приложения «Сергиево-Посадский муниципальный район» к Распоряжению).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110214:65 составила 27 031 200,00 (двадцать семь миллионов тридцать одна тысяча двести) рублей. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка при этом составил 1 351,36 руб. (пп. 1198 приложения «Сергиево-Посадский муниципальный район» к Распоряжению).
Считая, что вышеуказанные показатели кадастровой стоимости, являются необоснованными, чрезвычайно завышенными и несоответствующими рыночной стоимости, а записи в государственный кадастр недвижимости об установлении вышеуказанных стоимостей земельных участков нарушают права истца как налогоплательщика, арендатора и землепользователя, ООО «Аконит-М» обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, объяснениях представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично, по следующим основаниям.
Согласно п. 3.4. вышеуказанных договоров аренды размер арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате Арендатором в случае изменения административно - территориального устройства Московской области, изменения базового размера арендной платы и коэффициентов к ним, перевода земельного участка из одной категории земель в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка в установленном порядке, а также в случаях внесения иных изменений в законодательство, без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий договор.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии с п. 3 ст. 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
В Московской области размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Московской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется в порядке, установленном статьей 14 Закона Московской области от 07 июня 1996 года № 23/96-03 «О регулировании земельных отношений в Московской области».
Таким образом, к договорам аренды подлежит применению порядок определения размера арендной платы, установленный уполномоченным государственным органом (регулируемая арендная плата).
Следовательно, если арендная плата арендуемого в Московской области земельного участка зависит от его кадастровойстоимости, то и обязательства арендатора такого земельного участка напрямую зависят от того, какова кадастровая стоимость арендуемого им земельного участка.
Спорные земельные участки принадлежали истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками было переоформлено истцом на право аренды (л.д.39, 54).
В соответствии с пп.2.1 ч.1 ст.14 Закона Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области» в случае переоформления юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков арендная плата определяется в размере двух процентов кадастровой стоимости арендуемыхземельных участков.
В связи с чем, истец, будучи арендатором земельного участка, вправе защищать свои права посредством оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, поскольку права и обязанности истца напрямую зависят от кадастровой стоимостиарендуемого земельного участка.
Так, по смыслу ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка должна соответствовать его рыночной стоимости. При этом оспорить результаты определения кадастровой стоимости позволяет норма абз. 1 ст. 24.19 ФЗ от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Причем несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права, в т.ч. арендатора указанного земельного участка как плательщика арендной платы, размер которой исчисляется в зависимости от его кадастровой стоимости.
Поскольку результатом деятельности по определению кадастровой стоимости является внесение в Государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельных участков, то оспаривание результата определения кадастровой стоимостиземельного участка должно происходить посредством иска, направленного на установление судом иного результата определениякадастровой стоимости земельного участка, определенного на основании его действительной рыночной стоимости; сторонами такого иска являются лица, чьи имущественные права и обязанности непосредственно зависят от установления той или иной кадастровой стоимости спорного земельного участка (например, плательщик и получательземельного налога; публичное образование - собственник земельного участка и обратившийся за его выкупом собственник расположенного на нем здания; плательщик и получатель арендной платы, ставка которой определена в процентах от егокадастровой стоимости, др.).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что по настоящему делу иск заявлен надлежащим истцом, заинтересованным в оспаривании утвержденных результатов государственной кадастровой оценки земель, которому законом предоставлено право такого оспаривания; выбранный истцом способ защиты является надлежащим.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимостиземельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота, поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закона № 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Закона № 221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) для установлениякадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
При этом указано, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровойстоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее – Правила проведения государственной кадастровой оценки).
Исходя из взаимосвязи положений пунктов 5, 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, государственнаякадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости, при этом в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В пункте 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель указано, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственнойкадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 12.25 Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 17.09.2007 года № 681/27, действовавшего до 25.05.2013 года, утверждение в порядке, установленном законодательством, результатов государственной кадастровой оценки земель и среднего уровнякадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) Московской области относилось к полномочиям Министерства экологии и природопользования Московской области.
В соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 № 566-РМ утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов. Указанное распоряжение вступило в силу с 01.01.2014.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 июня 2011 года № 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Согласно статье 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участкакадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом суд обращает внимание, что, как следует из постановления Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 913/11, несмотря на то, что административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровойстоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом ее проведения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качествекадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в редакции, действовавшей на момент обращения истца в суд, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимостифизическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 года № 225-ФЗ) в случае оспаривания результатов определениякадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, датой, по состоянию на которую должна определяться рыночная стоимость спорного земельного участка, следует считать дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В соответствии статей 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знании?, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. Круг и содержание вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза, определяются арбитражным судом. Лица, участвующие в деле, вправе представить в арбитражный суд вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы.
Определением от 11.07.2014 по настоящему делу была назначена экспертиза для определения рыночной стоимости земельныхучастков, проведение которой было поручено эксперту - ООО «КОРРЕКТ-ОЦЕНКА». Перед экспертом были поставлены следующие вопросы:
1. Определить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0120102:20, адрес - Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в р-не ул. Театральная, северная часть кадастрового квартала 50:05:0120102 по состоянию на - 01 января 2013 года.
2. Определить рыночную стоимость земельного участка с адастровым номером 50:05:0110210:36, адрес - Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в р-не ул. Театральная, юго-восточная часть кадастрового квартала 50:05:0110210 по состоянию на - 01 января 2013 года.
3. Определить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110214:65, адрес - Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в р-не ул. Лесная, центральная часть кадастрового квартала 50:05:0110214 по состоянию на - 01 января 2013 года.
Через канцелярию Арбитражного суда Московской области поступило заключение эксперта № 2769 от 18.08.2014, согласно которому эксперт в соответствии со статьей 55 АПК РФ, статьями 16,17 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» пришел к выводам, что рыночная стоимость спорных земельных участков и рыночная стоимость 1 кв.м. по состоянию на 01.01.2013 года, составляет:
- земельный участок с кадастровым номером 50:05:0120102:20 - 44 585 800 руб., и 318 руб. 47 коп, соответственно.
- земельный участок с кадастровым номером 50:05:0110210:36 - 25 477 600 руб., и 318 руб. 47 коп., соответственно.
- земельный участок с кадастровым номером 50:05:0110214:65 - 6 369 400 руб., и 318 руб. 47 коп., соответственно.
Суд, исследовав указанное заключение эксперта в части определения рыночной стоимости спорных земельных участков, в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ установил, что оно соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности.
Лицами, участвующими в деле, заключение экспертов не оспорено.
Кроме того, статья 24.19 Закона об оценочной деятельности, которой предусмотрена возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, подлежит применению с учетом положений статьи 24.20 данного закона, устанавливающей, что в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения спора о результатах определения кадастровой стоимостиорган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В течение десяти рабочих дней с момента получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Поскольку статья 24.19 Закона об оценочной деятельности предусматривает два способа оспаривания кадастровой стоимости – в арбитражный суд и в административный орган, то положения статьи 24.20 об обязанности органа кадастрового учета вносить изменения в ГКН также должны распространяться на случаи изменения кадастровой стоимости как судом, так и административным органом.
При проведении работы по государственной кадастровой оценке данной категории земель кадастровая стоимость земельныхучастков и размер удельных показателей определялись по состоянию на 01.01.2013г.
Учитывая изложенное, суд принимает выводы оценщика в качестве доказательства, устанавливающего рыночную стоимость спорных земельных участков.
Согласно пункту 5 ФСО № 2 рыночная стоимость объекта оценки - наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Кроме того, в силу пункта 3 - 4 ФСО № 1 к объектам оценки относятся объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте; при определении цены объекта оценки определяется денежная сумма, предлагаемая, запрашиваемая или уплаченная за объект оценки участниками совершенной или планируемой сделки.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимостиземельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Вместе с тем, рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость, однако не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
То есть рыночная стоимость определяется на дату проведения государственной кадастровой оценки, но применяется с момента внесения оспариваемой кадастровой стоимость в ГКН (а не с даты, по состоянию на которую проводилась оценка), соответствующие изменения в ГКН вносятся с момента вступления судебного акта в законную силу.
Данный вывод суда согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной вПостановлении Президиума от 25.06.2013 № 10761/11.
В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 года № 225-ФЗ, вступившей в силу с 22.07.2014 года) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимостикадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 года № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Обязанность органа кадастрового учета внести изменения в ГКН в части указания рыночной стоимости участков в качестве ихкадастровой стоимости на основании вступившего в законную силу решения суда вытекает из прямого указания закона.
Отсутствие в резолютивной части решения пункта об обязании кадастровой палаты внести сведения в ГКН связано с соблюдением судом норм арбитражного процесса. Однако данное обстоятельство не снимает с ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Московской области обязанности, предусмотренной ст.24.20 ФЗ «Об оценочной деятельности» в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости внести их в государственный кадастр недвижимости. Согласно указанной статьи сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Из указанных и иных положений главы 24 АПК РФ следует, что требование об устранении нарушений, причиненных действиями органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено только в случае признания таких действий незаконными.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требование истца об обязании органа кадастрового учета внести сведения в ГКН не подлежат удовлетворению.
Поскольку судом приняты результаты оценки, установившей рыночную стоимость спорных земельных участков, требование истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 50:05:0120102:20, 50:05:0110210:36, 50:05:0110214:65 в размере равном их рыночной стоимости, подлежит удовлетворению.
Истцом, с учетом уточнений, заявлено об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночнойстоимости по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости.
На основании вышеизложенного суд удовлетворяет требования истца в части установления кадастровой стоимости земельныхучастков с кадастровыми номерами: 50:05:0120102:20, 50:05:0110210:36, 50:05:0110214:65, применяя установленные судом показатели в соответствии с действующим законодательством с 01.01.2014 г.
Руководствуясь ст.ст. 65, 68, 71, 75, 110, 167-171, 176, 180, 181 АПК РФ суд
РЕШИЛ:
1. Исковые требования ООО «Аконит-М» удовлетворить.
2. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0120102:20, в размере, равном его рыночной стоимости 44 585 800 руб. и удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с кадастровымномером 50:05:0120102:20 в размере, равном его рыночной стоимости – 318 руб. 47 коп.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110210:36, в размере, равном его рыночной стоимости 25 477 600 руб. и удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с кадастровымномером 50:05:0110210:36 в размере, равном его рыночной стоимости – 318 руб. 47 коп.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110214:65, в размере, равном его рыночной стоимости 6 369 400 руб. и удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с кадастровымномером 50:05:0110214:65 в размере, равном его рыночной стоимости – 318 руб. 47 коп.
Применить установленные судом показатели в соответствии с действующим законодательством с 01.01.2014 г.
В остальной части заявленных требований отказать.
3. Перечислить ООО «Коррект-Оценка» с депозитного счета Арбитражного суда Московской области денежные средства в размере 45 000 руб.
Настоящее решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.
Судья Кузьмина О.А.
Когда планируется снос углового дома Чехова61... 29.10.2017 - Комментарий Ян Мы в таком доме взяли, довольны на все 100%, по соотношению цена/качество лучше предложения не нашли. Конечно ... 30.01.2017 - Терлецкий парк (Московские окна) адвокат Андрей Валерьевич Ребриков Информация для дольщиков ЖК "Терлецкий парк". 15 февраля 2017 года состоится очередное заседение по рассмотрен...
Проблемные застройщики. Информация. Комментарии. Общение соинвесторов. Судебные дела
Согласование перепланировок жилых и нежилых помещений
Согласование перепланировок от заказа технического заключения и проекта до получения разрешения. Узаконение ранее сделанной перепланировки. Сложные случаи. Подробнее >>>>