Реестр адвокатов г. Москвы
Адвокатские образования г.Москвы
Реестр адвокатов Московской области
Адвокатские образования Московской области
Кодекс адвокатской этики Законодательство об адвокатах и адвокатуре
Судебная практика об адвокатах
Информация об адвокатских палатах субъектов РФ Задать вопрос адвокату
Суд установил кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости на основании судебной экспертизы.
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Москва 24 октября 2014 года
Дело №А41-24752/14
Резолютивная часть объявлена 14 октября 2014 года Полный текст решения изготовлен 24 октября 2014 года
Арбитражный суд Московской области в составе судьи Богатиной Ю.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Слабоспицким А.С.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО "Сходня-Гранд" (ИНН 5047035978, ОГРН 1035009566503) к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757)
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация городского округа Химки Московской области, МИФНС России № 13 по Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области
об оспаривании кадастровой стоимости, при участии в судебном заседании представителей согласно протоколу,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Сходня-Гранд" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО с требованиями установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060226:25 в размере его рыночной стоимости 28721199,80 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м в размере его рыночной стоимости 3912,97 руб., подлежащие применения с 01.01.2014 для целей, определенных законодательством Российской Федерации; обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Московской области внести с 01.01.2014 изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060226:25 в размере 28721199,80 руб., а также в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м – рыночной стоимость 1 кв.м в размере 3912,97 руб. на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость – 01.01.2013. В судебном заседании представитель ответчика по требованиям возражал.
Дело рассмотрено в порядке ст. 121, 156 АПК РФ в отсутствие представителей истца и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом уведомленных о месте и времени судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru/. Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд установил следующее. ООО "Сходня-Гранд" является собственником земельного участка общей площадью 7340 кв.м с кадастровым номером 50:10:0060226:25, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, мкрн. Сходня, ул. Железнодорожная, вл. 8, категория земель – земли поселений, вид разрешенного использования – для размещения производственной, складской и транспортной базы, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.03.2013 и кадастровым паспортом от 07.04.2014. Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 № 566-РМ утверждены
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области (приложение № 1) и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области (приложение № 3).
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от 14.05.2014, на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 27.11.2013 № 566-РМ в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060226:25 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения об удельном показателе кадастровой стоимости за 1 кв.м., что повлекло соответствующее изменение кадастровой стоимости такого земельного участка, исчисляемой путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь земельного участка, и установление ее в размере 44285449,06 руб.
Истец, считая, что размер кадастровой стоимости, содержащейся в сведениях государственного кадастра недвижимости, нарушает права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, объяснениях представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части, по следующим основаниям.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости. В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Распоряжением Минэкологии Московской области от 27.11.2013 № 566-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области (приложение № 1) и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области (приложение № 3).
Как следует из представленных в материалы дела Свидетельства о регистрации права, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и кадастрового паспорта, земельный участок общей площадью 7340 кв.м с кадастровым номером 50:10:0060226:25, расположенный по адресу: Московская область, г. Химки, мкрн. Сходня, ул. Железнодорожная, вл. 8, отнесен к категории земель – земли поселений и имеет вид разрешенного использования – для размещения производственной, складской и транспортной базы.
Из приложения № 1 к указанному Распоряжению от 27.11.2013 следует, что средняя величина показателя кадастровой стоимости 1 кв.м земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060226:25 составляет 6033,44 руб., кадастровая стоимость такого участка – 44285449,60 руб.
При этом суд учитывает следующее. В соответствии со статьей 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции от 21.07.2014) (далее – Федеральный закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки). Согласно статье 24.13 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - перечень), формируется и предоставляется заказчику работ по его запросу органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в порядке и в соответствии с требованиями к содержанию запроса, которые установлены уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно- правовому регулированию оценочной деятельности. При формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости. В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила). В силу статьи 24.17 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ в течение двадцати рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в таком отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации (далее - акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости), который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования). Датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта.
В статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ гарантировано права на оспаривании кадастровой стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия). В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Частью 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) установлено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга), на территории которого введен налог (часть 1 статьи 389 НК РФ). Согласно статье 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения. Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
В Постановлении от 28.06.2011 № 913/11 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с оспариванием действий органов кадастрового учета (Постановления Президиума ВАС РФ от 20.06.2011 № 913/11, от 15.12.2011 № 12651/11).
Согласно кадастровому паспорту, сведения о земельном участке общей площадью 7340 кв.м с кадастровым номером 50:10:0060226:25, расположенный по адресу: Московская область, г. Химки, мкрн. Сходня, ул. Железнодорожная, вл. 8, категория земель – земли поселений, вид разрешенного использования – для размещения производственной, складской и транспортной базы, внесены в государственный кадастр недвижимости – 18.04.2012.
Предмет исковых требований составляет установление кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060226:25 в размере его рыночной стоимости. Как следует из статьей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 июня 2013 года N 10761, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.15 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень. Распоряжением Минэкологии Московской области от 27.11.2013 № 566-РМ утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков из земель населенных пунктов Московской области по состоянию на 01.01.2013. В обоснование требований истец представил в материалы дела письмо ООО «Оценка для бизнеса» от 22.04.2014, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060226:25 составляет 23011000 руб.
Учитывая значительное расхождение между кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060226:25, суд определением от 26.08.2014 назначил экспертизу по определению рыночной стоимости спорного земельного участка, проведение которой поручил ЗАО «Интерпромтэкпроект Инжиниринг» (ИНН 770751262), экспертам Мосолкину Дмитрию Вячеславовичу (свидетельство о повышении квалификации № 2006, 575-7С, 1333-ОС, диплом о профессиональной переподготовке ПП № 409205, диплом № 000446, диплом № 092759), Столбецову Сергею Дмитриевичу (диплом Б-I № 210480, диплом о профессиональной переподготовке ПП № 635268, свидетельство о повышении квалификации № 1-8С) Перед экспертами были поставлены следующие вопросы: 1). Чему равнялась рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060226:25 по состоянию на 01.01.2013? 2). Чему равнялась рыночная стоимость 1 квадратного метра земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:0060226:25 по состоянию на 01.01.2013? По итогам судебной экспертизы в материалы дела представлено Заключение экспертов от 05.09.2014 № 0209/2014, подготовленное ЗАО «Интерпромтекпроект Инжиниринг».
В данном заключении эксперты пришли к выводам, что по состоянию на 01.01.2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060226:25 составляет 28721199,80 руб., рыночная стоимость 1 кв.м - 3912,97 руб. Суд, исследовав Заключение экспертов от 05.09.2014 № 0209/2014 об оценке рыночной стоимости земельного участка, подготовленный ЗАО «Интерпромтекпроект Инжиниринг», с позиции статьи 71 АПК РФ, установил, что заключение соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и отвечает критериям относимости, допустимости и достаточности доказательств.
Суд отмечает, что в Заключении экспертов от 05.09.2014 № 0209/2014, подготовленном ЗАО «Интерпромтекпроект Инжиниринг», отражены характеристика (описание) объекта оценки и его среды, анализ рынка объекта оценки, анализ наиболее эффективного использования, методика оценки, применительность подходов к определению рыночной стоимости.
Учитывая изложенное, суд принимает выводы судебной экспертизы в качестве доказательства, устанавливающего рыночную стоимость спорных земельных участков. Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В Постановлении от 28.06.2011 № 913/11 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что «пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости», согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
При этом согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 10761/11, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Кроме того, согласно статье 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. При этом в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Следовательно, Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ предусмотрены процедура внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной его стоимости, установленной на основании решения суда, и порядок применения таких сведения для целей налогообложения.
Таким образом, поскольку судом приняты результаты экспертизы, установившей рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060226:25, требования истца в этой части подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Требования удовлетворить в части. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060226:25 в размере его рыночной стоимости 28721199,80 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м в размере его рыночной стоимости 3912,97 руб. для целей, определенных законодательством Российской Федерации. Обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Московской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060226:25 в размере 28721199,80 руб., а также в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м – рыночной стоимость 1 кв.м в размере 3912,97 руб. на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость – 01.01.2013. В остальной части иска отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу. Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Когда планируется снос углового дома Чехова61... 29.10.2017 - Комментарий Ян Мы в таком доме взяли, довольны на все 100%, по соотношению цена/качество лучше предложения не нашли. Конечно ... 30.01.2017 - Терлецкий парк (Московские окна) адвокат Андрей Валерьевич Ребриков Информация для дольщиков ЖК "Терлецкий парк". 15 февраля 2017 года состоится очередное заседение по рассмотрен...
Проблемные застройщики. Информация. Комментарии. Общение соинвесторов. Судебные дела
Согласование перепланировок жилых и нежилых помещений
Согласование перепланировок от заказа технического заключения и проекта до получения разрешения. Узаконение ранее сделанной перепланировки. Сложные случаи. Подробнее >>>>