Реестр адвокатов г. Москвы
Адвокатские образования г.Москвы
Реестр адвокатов Московской области
Адвокатские образования Московской области
Кодекс адвокатской этики Законодательство об адвокатах и адвокатуре
Судебная практика об адвокатах
Информация об адвокатских палатах субъектов РФ Задать вопрос адвокату
Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка
Решение Арбитражного суда Московской области суда от 05 ноября 2014 года об уставновлении кадстровой стоимостиземельных участков равной рыночной, стоимости проведения судебной экспертизы.
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Москва
05 ноября 2014 года
Дело №А41-41736/14
Резолютивная часть решения объявлена 16 октября 2014 года
Полный текст решения изготовлен 05 ноября 2014 года
Арбитражный суд Московской области в составе:
судьи Кузьминой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шиляевым А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
ЗАО «Ногинск-Восток» к
ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Московской области,
третьи лица:
- Правительство Московской области;
- ИФНС по г. Ногинску Московской области;
- Министерство экологии и природопользования Московской области;
- Управление Росреестра по Московской области;
- Министерство имущественных отношений Московской области;
- Администрация Ногинского муниципального района,
об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости
при участии в судебном заседании представителей сторон согласно протоколу,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО «Ногинск-Восток» обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений), в котором просит:
1. Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер 50:16:0402028:18, площадь 30 572 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка №3, в размере его рыночной стоимости, равной 42 2101 589 руб.;
Обязать ответчиков внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер 50:16:0402028:18, площадь 30 572 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка №3, в размере его рыночной стоимости, равной 42 201 589 руб.;
Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер 50:16:0402028:18, площадь 30 572 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка №3, в размере его рыночной стоимости, равной 42 201 589 руб., и обязать ответчиков внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения о кадастровой стоимости земельного участка, с 01.01.2014 года.
2. Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер 50:16:0402028:19, площадь 212 142 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка №1, в размере его рыночной стоимости, равной248 352 518 руб.;
Обязать ответчиков внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер 50:16:0402028:19, площадь 212 142 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка №1, в размере его рыночной стоимости, равной 248 352 518 руб.;
Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер 50:16:0402028:19, площадь 212 142 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промшгощадка №1, в размере его рыночной стоимости, равной 248 352 518 руб., и обязать ответчиков внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения о кадастровой стоимости земельного участка, с 01.01.2014 года.
3. Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер 50:16:0402028:20, площадь 183 396 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка №4, в размере его рыночной стоимости, равной 218 100 025 руб.;
Обязать ответчиков внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер 50:16:0402028:20, площадь 183 396 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский файон, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка №4, в размере его рыночной стоимости, равной 218 100 025 руб.;
Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер 50:16:0402028:20, площадь 183 396 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка №4, в размере его рыночной стоимости, равной 218 100 025 руб., и обязать ответчиков внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения о кадастровой стоимости земельного участка, с 01.01.2014 года.
4. Установить, кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер 50:16:0402028:21, площадь 33 425 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка №5, в размере его рыночной стоимости, равной 45 758 825 руб.
Обязать ответчиков внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер 50:16:0402028:21, площадь 33 425 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка №5, в размере его рыночной стоимости, равной 45 758 825 руб.;
Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер 50:16:0402028:21, площадь 33 425 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка №5, в размере его рыночной стоимости, равной 45 758 825 руб., и обязать ответчиков внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения о кадастровой стоимости земельного участка, с 01.01.2014 года.
5. Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер 50:16:0402028:22, площадь 158 265 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка №6, в размере его рыночной стоимости, равной 190 392 795 руб.;
Обязать ответчиков внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер 50:16:0402028:22, площадь 158 265 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка №6, в размере его рыночной стоимости, равной 190 392 795 руб.;
Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер 50:16:0402028:22, площадь 158 265 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка №6, в размере его рыночной стоимости, равной 190 392 795 руб., и обязать ответчиков внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения о кадастровой стоимости земельного участка, с 01.01.2014 года.
В качестве ответчика, в отношении которого предъявлены требования, в деле участвует ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Правительство Московской области; ИФНС по г. Ногинску Московской области; Министерство экологии и природопользования Московской области; Управление Росреестра по Московской области; Министерство имущественных отношений Московской области; Администрация Ногинского муниципального района.
Дело рассмотрено в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчика, Правительства Московской области; ИФНС по г. Ногинску Московской области; Министерства экологии и природопользования Московской области; Управления Росреестра по Московской области; Министерства имущественных отношений Московской области, уведомленных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Представитель истца поддержал уточненные заявленные требования в полном объеме.
Представитель Минимущества Московской области в ходе судебного разбирательства просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что истец является собственником следующих земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области:
- земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:18, площадь 30 572 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка №3. Факт принадлежности Земельногоучастка Истцу и характеристики объекта подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права собственности 50-НД №612123 от 23.07.2008 г. и кадастровой выпиской о земельном участке №МО-14/ЗВ-146550 от 05.02.2014 г.
- земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:19, площадь 212 142 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка №1. Факт принадлежности Земельногоучастка Истцу и характеристики объекта подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права собственности 50-НД №612126 от 23.07.2008 г. и кадастровой выпиской о земельном участке №МО-14/ЗВ-146553 от 05.02.2014 г.
- земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:20, площадь 183 396 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка №4. Факт принадлежности Земельногоучастка Истцу и характеристики объекта подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права собственности 50-НД №612124 от 23.07.2008 г. и кадастровой выпиской о земельном участке №МО-14/ЗВ-1465536 от 05.02.2014 г.
- земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:21, площадь 33 425 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка №5. Факт принадлежности Земельногоучастка Истцу и характеристики объекта подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права собственности 50-НД №612125 от 23.07.2008 г. и кадастровой выпиской о земельном участке №МО-14/ЗВ-146547 от 05.02.2014 г.
- земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:22, площадь 158 265 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка №6. Факт принадлежности Земельногоучастка Истцу и характеристики объекта подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права собственности 50-НД №612128 от 23.07.2008 г. и кадастровой выпиской о земельном участке №МО-14/ЗВ-146541 от 05.02.2014 г.
Истец указал, что согласно результатам независимой оценки рыночная стоимость указанных выше земельных участковзначительно ниже, чем их кадастровая стоимость.
Истец, реализуя право, предоставленное ему земельным законодательством, установить кадастровую стоимость земельныхучастков в размере их рыночной стоимости, обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, отзывах на него, объяснениях представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
Заявленные требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 913/11 по делу № А27-4849/2010).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимостиземельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).
Пунктом 10 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственнойкадастровой оценки земель.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 года № 566-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области (далее – распоряжение № 566-РМ), которые применяются для целей налогообложения с 01.01.2014 года.
В материалы дела представлен Отчет об оценке № 890-5/2013 от 15.10.2013, согласно которому рыночная стоимость спорныхземельных участков по состоянию на 01.01.2013 составляет:
- земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:18 составляет 39 809 636 руб.,
- земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:19 составляет 233 443 178 руб.,
- земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:20 составляет 204 464 532 руб.,
- земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:21 составляет 43 190 782 руб.,
- земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:22 составляет 178 614 714 руб.
Также в материалы дела представлено экспертное заключение № 2215-5/2014 от 24.06.2014г., подготовленное ООО «Российской общество оценщиков» Экспертный совет на отчет № 15.05.2014 от 20.05.2014г.
По итогам проведения экспертизы отчета № 15.05.2014 от 20.05.2014г. об оценке подтверждено соответствие указанной в отчете № 890-5/2013 от 15.10.2013 рыночной стоимости спорных земельных участков наиболее вероятной цены, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке, по состоянию на 01.01.2013г.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Поскольку кадастровая стоимость спорных земельных участков была определена на основании распоряжения № 566-РМ, то суд считает, что датой, по состоянию на которую должна определяться их рыночная стоимость, следует считать дату, по состоянию на которую была определена оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная данным распоряжением, т.е. по состоянию на 01.01.2013г.
Таким образом, суд считает, что при оспаривании кадастровой стоимости спорных земельных участков, их рыночная стоимость должна определяться по состоянию на 01.01.2013г.
В связи с тем, что истец представил в материалы дела Отчет об оценке № 890-5/2013 от 15.10.2013г., а экспертное заключение на Отчет № 15.05.2014 от 20.05.2014г., возникла необходимость независимой оценки рыночной стоимости спорных земельныхучастков, для чего требуются специальные знания, в соответствии со ст. 82 АПК РФ.
Представителем истца в рамках рассмотрения настоящего дела было заявлено ходатайство о проведении по делу судебной экспертизы в целях определения рыночной стоимости земельных участков.
Определением Арбитражного суда Московской области от 16.09.2014г. по рассматриваемому делу была назначена экспертиза с целью определения рыночной стоимости спорных земельных участков, а так же их рыночной стоимости 1 кв.м.
Проведение экспертизы было поручено эксперту ООО «Экспертно-правовое бюро».
Перед экспертом были поставлены следующие вопросы:
а. Установить рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:16:0402028:18, 50:16:0402028:19, 50:16:0402028:20, 50:16:0402028:21, 50:16:0402028:22 по состоянию на 01.01.2013г.
б. Установить удельный показатель рыночной стоимости 1 кв.м. земельных участков с кадастровыми номерами 50:16:0402028:18, 50:16:0402028:19, 50:16:0402028:20, 50:16:0402028:21, 50:16:0402028:22 по состоянию на 01.01.2013г.
Заключением эксперта № 01/10/2014-ЗЭ от 03.10.2014 года была определена рыночная стоимость спорных земельных участков и рыночная стоимость 1 кв.м. указанных земельных участков по состоянию на 01.01.2013 года, которая совпадает со стоимостью, указанной истцом в уточненных требованиях.
Суд, исследовав указанное заключение эксперта в части определения рыночной стоимости спорного земельного участка, в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ установил, что оно соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности.
Суд отмечает, что в заключении эксперта в части определения рыночной стоимости спорных земельных участков, выполненного ООО «Экспертно-правовое бюро», отражены характеристика (описание) объектов оценки и их среды, анализ рынка объектов оценки, анализ наиболее эффективного использования, методика оценки, применительность подходов к определению рыночнойстоимости. Учитывая изложенное, суд принимает выводы судебной экспертизы в качестве доказательства, устанавливающего рыночную стоимость спорных земельных участков.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.06.2011 № 913/11 права лица, нарушенные несоответствием внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости рыночной стоимости, подлежат защите путем изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Следовательно, ответчиком по такому иску может являться только орган, уполномоченный действующим законодательством вносить изменения в государственный кадастр недвижимости. В настоящее время в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 N П/531 таким органом является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра", а по Московской области - филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области.
Согласно пункту 5 ФСО № 2 рыночная стоимость объекта оценки - наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Кроме того, в силу пункта 3 - 4 ФСО № 1 к объектам оценки относятся объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте; при определении цены объекта оценки определяется денежная сумма, предлагаемая, запрашиваемая или уплаченная за объект оценки участниками совершенной или планируемой сделки.
В Разъяснениях Минэкономразвития РФ от 15.12.2011 по вопросам определения кадастровой стоимости отражено, что в Постановлении от 28.06.2011 № 913/11 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что «пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости» и что «согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта».
Статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» прямо предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
П. 4 ст. 15 ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
Таким образом, у органа кадастрового учета в силу закона возникает обязанность внести сведения о кадастровой стоимостиобъекта недвижимости на основании акта органа власти, которым утверждены результаты проведения кадастровой стоимости.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 г. № 10761/11 истец, заявляющий требование о приведениикадастровой стоимости объекта в соответствии с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровойстоимости. В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 года № 225-ФЗ) в случае оспаривания результатов определениякадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, датой, по состоянию на которую должна определяться рыночная стоимость спорных земельных участков, следует считать дату, по состоянию на которую была определена их кадастровая стоимость.
Поскольку судом приняты результаты оценки, установившей рыночную стоимость спорных земельных участков, требование истца об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков, равной их рыночной стоимости, подлежит удовлетворению.
Применяя установленные судом показатели в соответствии с действующим законодательством с 01.01.2014 г.
Между тем, суд приходит к выводу о том, что требование истца об обязании органа кадастрового учета внести сведения в ГКН не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Указанные требования является ни чем иным, как требованием об устранении нарушений, допущенных незаконными действиямикадастровой палаты по внесению несоответствующих сведений в ГКН о спорных земельных участках.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Из указанных и иных положений главы 24 АПК РФ следует, что требование об устранении нарушений, причиненных действиями органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено только в случае признания таких действий незаконными.
Обязанность органа кадастрового учета внести изменения в ГКН в части указания рыночной стоимости участков в качестве ихкадастровой стоимости на основании вступившего в законную силу решения суда вытекает из прямого указания закона.
Отсутствие в резолютивной части решения пункта об обязании кадастровой палаты внести сведения в ГКН связано с соблюдением судом норм арбитражного процесса. Однако данное обстоятельство не снимает с ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Московской области обязанности, предусмотренной ст.24.20 ФЗ «Об оценочной деятельности» в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости внести их в государственный кадастр недвижимости. Согласно указанной статьи сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
При рассмотрении настоящего дела от Министерства имущественных отношений Московской области поступило ходатайство об оставлении искового заявления без рассмотрения на основании пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ, так как истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, в порядке предусмотренным федеральным законом, однако, суд считает, что оно не подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Действительно, исходя из содержания статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 года № 225-ФЗ, вступившей в силу с 22.07.2014 года) для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости предварительное обращение в комиссию является обязательным, то есть обязательным является досудебный порядок урегулирования спора.
Однако, заявляя данное ходатайство, третье лицо не принимает во внимание, что на момент обращения истца в суд обязательный досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости, действовавшим в тот момент законодательством не предусматривался. В противном случае, применение в настоящий момент положения о том, что истцом не соблюден досудебный порядок, которого не было на момент обращения в суд, лишило бы его права на эффективное правосудие и повлекло бы за собой нарушение одного из принципов арбитражного судопроизводства – разумность сроков.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что арбитражный суд правомочен рассматривать данную категорию дел в том случае, если исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков было принято арбитражным судом до 06.08.2014 года.
Руководствуясь ст.ст. 65, 68, 71, 75, 110, 167-171, 176, 180, 181 АПК РФ суд
РЕШИЛ:
1. Исковые требования ЗАО «Ногинск-Восток» удовлетворить частично.
2. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:18 в размере, равном его рыночной стоимости 42 201 589 руб. и удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:18 в размере, равном его рыночной стоимости 1 380 руб. 40 коп., определенных по состоянию на 01.01.2013г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:19 в размере, равном его рыночнойстоимости 248 352 518 руб. и удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:19 в размере, равном его рыночной стоимости 1 170 руб. 69 коп., определенных по состоянию на 01.01.2013г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:20 в размере, равном его рыночнойстоимости 218 100 025 руб. и удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:20 в размере, равном его рыночной стоимости 1 189 руб. 23 коп., определенных по состоянию на 01.01.2013г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:21 в размере, равном его рыночнойстоимости 45 758 825 руб. и удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:21 в размере, равном его рыночной стоимости 1 369 руб. определенных по состоянию на 01.01.2013г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:22 в размере, равном его рыночнойстоимости 190 392 795 руб. и удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:22 в размере, равном его рыночной стоимости 1 203 руб., определенных по состоянию на 01.01.2013г.
Применить установленные судом показатели в соответствии с действующим законодательством с 01.01.2014 г.
В остальной части заявленных требований отказать.
3. Перечислить с депозитного счета Арбитражного суда Московской области
ООО «Экспертно-правовое Бюро» денежные средства в размере 90 000 руб. за проведение судебной экспертизы.
Настоящее решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.
Судья Кузьмина О.А.
Когда планируется снос углового дома Чехова61... 29.10.2017 - Комментарий Ян Мы в таком доме взяли, довольны на все 100%, по соотношению цена/качество лучше предложения не нашли. Конечно ... 30.01.2017 - Терлецкий парк (Московские окна) адвокат Андрей Валерьевич Ребриков Информация для дольщиков ЖК "Терлецкий парк". 15 февраля 2017 года состоится очередное заседение по рассмотрен...
Проблемные застройщики. Информация. Комментарии. Общение соинвесторов. Судебные дела
Согласование перепланировок жилых и нежилых помещений
Согласование перепланировок от заказа технического заключения и проекта до получения разрешения. Узаконение ранее сделанной перепланировки. Сложные случаи. Подробнее >>>>