Реестр адвокатов г. Москвы
Адвокатские образования г.Москвы
Реестр адвокатов Московской области
Адвокатские образования Московской области
Кодекс адвокатской этики Законодательство об адвокатах и адвокатуре
Судебная практика об адвокатах
Информация об адвокатских палатах субъектов РФ Задать вопрос адвокату
Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка
Арбитражный суд Московской области удовлетворил исковые требования о признании несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость земельного участка
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Москва
07 ноября 2014 года
Дело №А41-42365/14
Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2014 года
Полный текст решения изготовлен 07 ноября 2014 года
Арбитражный суд Московской области в составе:
судьи Кузьминой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шиляевым А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
ООО «Инвестресурс» к
ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Московской области,
третьи лица:
- Правительство Московской области;
- Межрайонная ФНС №14 по Московской области;
- Министерство экологии и природопользования Московской области;
- Управление Росреестра по Московской области;
- Министерство имущественных отношений Московской области;
- Администрация Ленинского муниципального района;
- Администрация городского поселения Горки Ленинские,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости
при участии: согласно протоколу
УСТАНОВИЛ:
ООО «Инвестресурс» обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений), в котором просит:
- признать несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость, внесенную 09.12.2013г. органом кадастрового учета в ГКН земельного участка с кадастровым номером 50:21:080306:47, расположенного в Ленинском районе Московской области на основании Распоряжения Министерства экологии и природопользования № 567-РМ от 27.11.2013 г.;
- признать несоответствующей рыночной стоимости 1 кв.м. удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. внесенный 09.12.2013 г., органом кадастрового учета в ГКН земельного участка с кадастровым номером 50:21:080306:47 в размере 8584,34 руб., расположенного в Ленинском районе Московской области на основании Распоряжения Министерства экологии и природопользования № 567-РМ от 27.11.2013.
- установить в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:080306:47 расположенного в Ленинском районе Московской области его рыночную стоимость в качестве кадастровой стоимости, внесенной в ГКН 09.12.2013 г., а также в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков внесенного в ГКН 09.12.2013 г. рыночную стоимость 1 кв.м.:
Земельный участок КН
50:21:080306:47
Площадь
120290
Стоимость 1 кв.м.
2 875,20
Рыночная стоимость
345 858 000 руб.
В качестве ответчика, в отношении которого предъявлены требования, в деле участвует ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Правительство Московской области; Межрайонная ФНС №14 по Московской области; Министерство экологии и природопользования Московской области; Управление Росреестра по Московской области; Министерство имущественных отношений Московской области; Администрация Ленинского муниципального района; Администрация городского поселения Горки Ленинские.
Дело рассмотрено в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчика, Правительства Московской области; Межрайонной ФНС №14 по Московской области; Министерства экологии и природопользования Московской области; Управления Росреестра по Московской области; Министерства имущественных отношений Московской области; Администрации Ленинского муниципального района; Администрации городского поселения Горки Ленинские, уведомленных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца поддержал уточненные заявленные требования в полном объеме.
Представитель Министерства имущественных отношений заявил ходатайство об оставлении искового заявления без рассмотрения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:21:080306:47, общей площадью 120290 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, городское поселение Горки Ленинские, южнее промзоны города Видное, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, вид разрешенного использования: для размещения административно – складского и торгово – бытового комплекса (свидетельство о государственной регистрации права от 17.05.2011г., серия 50-АБ №965346, запись регистрации №50-50-21/037/2011-294 от 17.05.2011г.).
Истец указал, что согласно результатам независимой оценки рыночная стоимость указанного выше земельного участказначительно ниже, чем его кадастровая стоимость.
Истец, реализуя право, предоставленное ему земельным законодательством, установить кадастровую стоимость земельногоучастка в размере его рыночной стоимости, обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, отзывах на него, объяснениях представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
Заявленные требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 913/11 по делу № А27-4849/2010).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимостиземельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).
Пунктом 10 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственнойкадастровой оценки земель.
Результаты государственной кадастровой оценки земель Московской области утверждены распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 №567-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровойоценки земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения» (далее по тексту - распоряжение Минэкологии МО № 567-РМ). Указанное распоряжение вступило в силу с 01.01.2014.
В материалы дела представлен Отчет об оценке № 173/1 от 18.06.2014, согласно которому рыночная стоимость спорногоземельного участка по состоянию на 01.01.2014 составляет 371 320 000 руб.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена на основании распоряжения № 567-РМ, то суд считает, что датой, по состоянию на которую должна определяться его рыночная стоимость, следует считать дату, по состоянию на которую была определена оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная данным распоряжением, т.е. по состоянию на 01.01.2013г.
Таким образом, суд считает, что при оспаривании кадастровой стоимости спорного земельного участка с кадастровым номером 50:21:080306:47, его рыночная стоимость должна определяться по состоянию на 01.01.2013г.
Представителем истца в рамках рассмотрения настоящего дела было заявлено ходатайство о проведении по делу судебной экспертизы в целях определения рыночной стоимости земельного участка.
Определением Арбитражного суда Московской области от 17.09.2014г. по рассматриваемому делу была назначена экспертиза с целью определения рыночной стоимости спорного земельного участка, а так же его рыночной стоимости 1 кв.м.
Проведение экспертизы было поручено эксперту Автономной некоммерческой организации «Научно-исследовательская лаборатория экспертизы и оценки».
Перед экспертом были поставлены следующие вопросы:
1 а. Установить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:080306:47 по состоянию на 01.01.2014г.
б. Установить удельный показатель рыночной стоимости 1 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 50:21:080306:47 по состоянию на 01.01.2014г..
Заключением эксперта № 10/14-14Э от 10.10.2014 года была определена рыночная стоимость спорного земельного участка и рыночная стоимость 1 кв.м. указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 года, которая совпадает со стоимостью, указанной истцом в уточненных требованиях.
Суд, исследовав указанное заключение эксперта в части определения рыночной стоимости спорного земельного участка, в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ установил, что оно соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности.
Суд отмечает, что в заключении эксперта в части определения рыночной стоимости спорного земельного участка, выполненного Автономной некоммерческой организации «Научно-исследовательская лаборатория экспертизы и оценки», отражены характеристика (описание) объектов оценки и их среды, анализ рынка объектов оценки, анализ наиболее эффективного использования, методика оценки, применительность подходов к определению рыночной стоимости. Учитывая изложенное, суд принимает выводы судебной экспертизы в качестве доказательства, устанавливающего рыночную стоимость спорного земельногоучастка.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.06.2011 № 913/11 права лица, нарушенные несоответствием внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости рыночной стоимости, подлежат защите путем изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Следовательно, ответчиком по такому иску может являться только орган, уполномоченный действующим законодательством вносить изменения в государственный кадастр недвижимости. В настоящее время в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 N П/531 таким органом является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра", а по Московской области - филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области.
Согласно пункту 5 ФСО № 2 рыночная стоимость объекта оценки - наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Кроме того, в силу пункта 3 - 4 ФСО № 1 к объектам оценки относятся объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте; при определении цены объекта оценки определяется денежная сумма, предлагаемая, запрашиваемая или уплаченная за объект оценки участниками совершенной или планируемой сделки.
В Разъяснениях Минэкономразвития РФ от 15.12.2011 по вопросам определения кадастровой стоимости отражено, что в Постановлении от 28.06.2011 № 913/11 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что «пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости» и что «согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта».
Статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» прямо предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
П. 4 ст. 15 ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
Таким образом, у органа кадастрового учета в силу закона возникает обязанность внести сведения о кадастровой стоимостиобъекта недвижимости на основании акта органа власти, которым утверждены результаты проведения кадастровой стоимости.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 г. № 10761/11 истец, заявляющий требование о приведениикадастровой стоимости объекта в соответствии с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровойстоимости. В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 года № 225-ФЗ) в случае оспаривания результатов определениякадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, датой, по состоянию на которую должна определяться рыночная стоимость спорного земельного участка, следует считать дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость.
Поскольку судом приняты результаты оценки, установившей рыночную стоимость спорного земельного участка, требование истца об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости, подлежит удовлетворению.
Применяя установленные судом показатели в соответствии с действующим законодательством с 01.01.2014 г.
Между тем, истцом заявлено требование о признании несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость, внесенную 09.12.2013г. органом кадастрового учета в ГКН земельного участка с кадастровым номером 50:21:080306:47, расположенного в Ленинском районе Московской области на основании Распоряжения Министерства экологии и природопользования № 567-РМ от 27.11.2013 г.
Указанное требование не подлежит удовлетворению, в связи со следующим.
Административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется. Кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, икадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее проведения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качествекадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Сформулированные истцом требования как признание не соответствующей рыночной кадастровой стоимости земельного участка, не соответствуют положениям ст. 66 ЗК РФ, в которой речь идет не о соответствии или несоответствии кадастровой стоимостирыночной, а о возможности определения рыночной стоимости земельного участка и установления кадастровой стоимости этогоземельного участка равной его рыночной стоимости по требованию правообладателя.
При рассмотрении настоящего дела от Министерства имущественных отношений Московской области поступило ходатайство об оставлении искового заявления без рассмотрения на основании пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ, так как истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, в порядке предусмотренным федеральным законом, однако, суд считает, что оно не подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Действительно, исходя из содержания статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 года № 225-ФЗ, вступившей в силу с 22.07.2014 года) для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости предварительное обращение в комиссию является обязательным, то есть обязательным является досудебный порядок урегулирования спора.
Однако, заявляя данное ходатайство, третье лицо не принимает во внимание, что на момент обращения истца в суд обязательный досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости, действовавшим в тот момент законодательством не предусматривался. В противном случае, применение в настоящий момент положения о том, что истцом не соблюден досудебный порядок, которого не было на момент обращения в суд, лишило бы его права на эффективное правосудие и повлекло бы за собой нарушение одного из принципов арбитражного судопроизводства – разумность сроков.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что арбитражный суд правомочен рассматривать данную категорию дел в том случае, если исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков было принято арбитражным судом до 06.08.2014 года.
Руководствуясь ст.ст. 65, 68, 71, 75, 110, 167-171, 176, 180, 181 АПК РФ суд
РЕШИЛ:
1. Исковые требования ООО «Инвестресурс» удовлетворить частично.
2. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:080306:47 в размере, равном его рыночной стоимости
345 858 000 руб. и удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 50:21:080306:47 в размере, равном его рыночной стоимости 2 875 руб. 20 коп., определенных по состоянию на 01.01.2013г.
Применить установленные судом показатели в соответствии с действующим законодательством с 01.01.2014 г.
В остальной части заявленных требований отказать.
3. Перечислить с депозитного счета Арбитражного суда Московской области АНО «Научно-исследовательская лаборатория экспертизы и оценки» денежные средства в размере 17 000 руб. за проведение судебной экспертизы.
Настоящее решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.
Когда планируется снос углового дома Чехова61... 29.10.2017 - Комментарий Ян Мы в таком доме взяли, довольны на все 100%, по соотношению цена/качество лучше предложения не нашли. Конечно ... 30.01.2017 - Терлецкий парк (Московские окна) адвокат Андрей Валерьевич Ребриков Информация для дольщиков ЖК "Терлецкий парк". 15 февраля 2017 года состоится очередное заседение по рассмотрен...
Проблемные застройщики. Информация. Комментарии. Общение соинвесторов. Судебные дела
Согласование перепланировок жилых и нежилых помещений
Согласование перепланировок от заказа технического заключения и проекта до получения разрешения. Узаконение ранее сделанной перепланировки. Сложные случаи. Подробнее >>>>