Реестр адвокатов г. Москвы
Адвокатские образования г.Москвы
Реестр адвокатов Московской области
Адвокатские образования Московской области
Кодекс адвокатской этики Законодательство об адвокатах и адвокатуре
Судебная практика об адвокатах
Информация об адвокатских палатах субъектов РФ Задать вопрос адвокату
Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка
Арбитражный суд г.Москвы постановил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости
В случае, если Вам необходимо оспорить кадастровую стоимость земельного участка, здания, сооружения, рекомендуем обратиться в коллегию адвокатов "Правовая защита", записавшись по тел. 8 495 691 38 72, 787 75 07 или направив запрос на адрес: lawyer@realtylaw.ru
Резолютивная часть решения объявлена 01 сентября 2014 г.
08 сентября 2014 г. Арбитражный суд в составе:
Судьи: Денискиной Е.Г. (единолично) шифр судьи 49-536 при ведении протокола секретарем судебного заседания Габараевой К.С. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Симоновская» (ООО «Симоновская», ОГРН 1127747294619, ИНН 77255779041)к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службыгосударственнойрегистрации кадастра и картографии»в лице филиала по г. Москве (ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по г. Москве; ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) 3-и лица: Правительство Москвы (адрес: 125032, г. Москва, Тверская ул., д. 13); Департамент городского имущества города Москвы (ДГИ Москвы, адрес: 115054, Москва, ул. Бахрушина, 20); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (Управление Росреестра по Москве; адрес: 115191, Москва, ул. Б. Тульская, д. 15); ООО «Независимый центр оценки и экспертиз» (ООО «НЦО» (адрес: 390013, г. Рязань, ул. Вокзальная, д. 85- указатьлицо, проводившее оценку по заказу истца – см. отчет); Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация оценщиков «Деловой союз оценщиков» (адрес: 119180, г. Москва, ул. Большая Якиманка, д. 31, офис 322); ОАО «ГОРОДСКОЙ КАДАСТР» (адрес: 127006, Москва, ул. Долгоруковская, д. 35) - об установлении кадастровую стоимость земельного участка категории земель «земли населенных пунктов» с кадастровым номером с кадастровым номером 77:05:0002001:4, разрешенное использование «участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов различного вида», общей площадью 74 833 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Симоновская набережная, вл. 1, равной его рыночной стоимости, в размере 3 739 229 000 рублей; - об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка категории земель «земли населенных пунктов» с кадастровым номером 77:05:0002001:4, разрешенное использование «участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов различного вида», общей площадью 74 833 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Симоновская набережная, вл. 1, в размере 3 739 229 000 рублей в заседании приняли участие: от истца: Лебедев Д.Г. – по доверенности от 17.04.2014№б/н, паспортот ответчика, третьих лиц:не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Симоновская» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском, с учетом уточнения предмета заявленных требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ, к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по г. Москве:
- установить кадастровую стоимость земельного участка категории земель «земли населенных пунктов» с кадастровым номером с кадастровым номером 77:05:0002001:4, разрешенное использование «участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов различного вида», общей площадью 74 833 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Симоновская набережная, вл. 1, равной его рыночной стоимости, в размере 3 739 229 000 рублей;
- обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка категории земель «земли населенных пунктов» с кадастровым номером 77:05:0002001:4, разрешенное использование «участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов различного вида», общей площадью 74 833 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Симоновская набережная, вл. 1, в размере 3 739 229 000 рублей, с учетом уточнений принятых в порядке ст. 49 АПК РФ.
В обоснование своих требований истец ссылался на то, что является собственником земельного участка категории земель «земли населенных пунктов» с кадастровым номером 77:05:0002001:4, разрешенное использование «участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов различного вида», общей площадью 74 833 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Симоновская набережная, вл. 1.В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012№670-ПП кадастровая стоимость земельного участка, по состоянию на 01.01.2012, установлена в размере 5719034198,68 руб., исходя из удельного значения показателя кадастровой стоимости, равного 76 423,96 руб./кв.м, что по мнению истца не соответствует рыночной стоимости земельного участка. Также, по мнению истца, не соответствует рыночной стоимости и утвержденная Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013№751-ПП кадастровая стоимость земельного участка, в размере 5184020155,16 рублей,по состоянию на 01.01.2013.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, в полном объеме,с учетом утонений, ссылаясь на доказательства по делу.Определением суда от 30.05.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве, Общество с ограниченной ответственности «Независимый центр оценки и экспертиз», Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация оценщиков Деловой союз оценщиков», Открытое акционерное общество «ГОРОДСКОЙ КАДАСТР». Ответчик и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем публичного размещения информации по делу на официальных сайтах Арбитражного суда города Москвы http://www.msk.arbitr.ru/ и Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/,в заседание не явились, ответчик позицию по спору не выразил. Дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц, в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ. Третьи лица (Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы) представили отзыв, в котором просили в удовлетворении исковых требований отказать, указав на то, что Постановление Правительства Москвы от 27.11.2012№670- ПП с 01.01.2014 утратило силу и утвержденная данным Постановлением кадастровая стоимость земельного участка утратила правовое значение. Кроме того, по мнению третьих лиц, ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998№135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» допускает обжалование в суд лишь решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости либо другие действия органов исполнительной власти, затрагивающих права и обязанности истца. Арбитражный суд не вправе своим решением изменять кадастровую стоимость объекта недвижимости только в связи с проведением оценки его рыночной стоимости. Третьи лица, также, указали, что представленные истцом материалы об оценке рыночной стоимости земельного участка (отчет и заключение экспертизы саморегулируемой организации независимых оценщиков) не могут рассматриваться как достоверные доказательства рыночной стоимости земельного участка, поскольку такая стоимость определяется для целей совершения сделок. Кадастровая стоимость земельных участков определяется методами массовой оценки, в то время как рыночная стоимость определяется оценщиком индивидуально. Требуя внести в качестве кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка, истец, фактически, имеет своей целью уменьшение налогооблагаемой базы, что, по мнению третьих лиц, недопустимо.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя истца, исследовав и оценив в совокупности, представленные доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, исходя из следующего. Как видно из материалов дела, истец является собственником земельного участка категории земель «земли населенных пунктов» с кадастровым номером 77:05:0002001:4, разрешенное использование «участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов различного вида», общей площадью 74 833 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Симоновская набережная, вл. 1. Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012№670-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы» (далее также – Постановление№670-ПП), вступившим в силу с 01.01.2013, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы по состоянию на 01.01.2012, согласно которым стоимость вышеназванного земельного участка составила 5719034198,68 рублей. Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013№751-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы» (далее также – Постановление№751-ПП), вступившим в силу с 01.01.2014, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы по состоянию на 01.01.2013, согласно которым стоимость вышеназванного земельного участка составила 5184020155,16 рублей.
Считая кадастровую стоимость, установленную в соответствии с указанными Постановлениями Правительства Москвы и содержащуюся в сведениях государственного кадастра недвижимости, недостоверной, истец обратился к профессиональному оценщику – ООО «Независимый центр оценки и экспертиз». Обществом с ограниченной ответственностью «Независимый центр оценки и экспертиз» проведена оценка рыночной стоимости земельного участка истца по состоянию на 01.01.2012 (отчет№2410 от 12.02.2014) и на 01.01.2013 (отчет№2725 от 23.07.2014). Согласно отчетам рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.2012 и на 01.01.2013 составила 3 639 273 000 рублей и 3 739 229 000 рублей соответственно. Положительными экспертными заключениями№107/02/14 от 17.02.2014 и№1407/07/14 от 25.07.2014, составленным экспертным советом Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков «Деловой союз оценщиков», подтверждено соответствие названных отчетов№2410 от 12.02.2014 и№2725 от 23.07.2014 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998№135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности. В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В свою очередь, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Согласно положениям ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998№135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в редакции, действовавшей на момент обращения истца в суд, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими или юридическими лицами в случае, если такие результаты затрагивают права и обязанности этих лиц. При этом названное положение Федерального закона об оценочной деятельности не связывало возможность обращения заинтересованного лица в арбитражный суд с предварительным обращением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости либо в иной государственный орган. В силу ч. 1 ст. 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом. Как следует из п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным.
Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В силу п. 5 ст. 65 ЗК РФ, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.Согласно ст. 390 Налогового кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка служит налоговой базой для уплаты земельного налога. При этом, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (ст. 3 НК РФ).По смыслу статьи 66 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка должна соответствовать его рыночной стоимости. Указанный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформированной им в Определении от 01.03.2011№275-О-О. Следовательно, установление кадастровой стоимости, существенно превышающей рыночную стоимость земельного участка, возлагает на собственника земельного участка необоснованное налоговое бремя, приводит к излишнему, неоправданному экономическими основаниями налогообложению, нарушая тем самым его права как налогоплательщика.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011№913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998№135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Согласно ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998№135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Истцом представлены отчеты об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2012 и на 01.01.2013, т.е. на те даты, по состоянию на которые установленная кадастровая стоимость земельного участка, утвержденнаяПостановлением№670-ПП и Постановлением№751-ПП соответственно. Статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998№135-ФЗ установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной судебным решением, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Тем самым суд вправе установить кадастровую стоимость земельного участка в соответствии с его рыночной стоимостью, определенной согласно положениям законодательства об оценочной деятельности. Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу указанного Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу данного Федерального закона.
Таким образом, установление кадастровой стоимости земельного участка истца в размере рыночной, определенной независимым оценщиком по состоянию на 01.01.2013, соответствует положениям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ и правовой позиции, отраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011№913/11. Доказательств несоответствия указанных отчетов требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком величинырыночной стоимости земельного участка истца лицами, участвующими в деле,не представлено. Между тем в силу ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.Удовлетворяя исковые требования, суд также учитывает, что исходя из системного толкования положений Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 № П/93, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка предъявляется к органу кадастрового учета. При указанных обстоятельствах суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.ст. 102, 110 АПК РФ госпошлинапо иску относится на ответчиков.
С учетом изложенного, на основании ст.ст. 4, 9, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, положений Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», руководствуясь ст.ст. 4, 8, 9, 65, 71, 75, 123, 131, 156, 167-170, 176, 181 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:05:0002001:4, разрешенное использование «участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов различного вида», общей площадью 74 833 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Симоновская набережная, вл. 1, равной его рыночной стоимости, в размере 3 739 229 000 (Три миллиарда семьсот тридцать девять миллионов двести двадцать девять тысяч рублей) рублей.Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала по городу Москве внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимостиземельногоучасткаскадастровымномером 77:05:0002001:4, разрешенное использование «участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов различного вида», общей площадью 74 833 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Симоновская набережная, вл. 1, в размере 3 739 229 000 (Три миллиарда семьсот тридцать девять миллионов двести двадцать девять тысяч рублей) рублей. Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственнойрегистрации кадастра и картографии»(ФГБУ «ФКП Росреестра», ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Симоновская» (ООО «Симоновская», ОГРН 1127747294619, ИНН 77255779041) расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 000 руб. (Четыре тысячи рублей). Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Симоновская» (ООО «Симоновская», ОГРН 1127747294619, ИНН 77255779041) из федерального бюджета Российской Федерации излишне уплаченную по платежному поручению№123 от 07.05.2014 государственную пошлину в размере 12 000 руб. (Двенадцать тысяч рублей). Решение может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Когда планируется снос углового дома Чехова61... 29.10.2017 - Комментарий Ян Мы в таком доме взяли, довольны на все 100%, по соотношению цена/качество лучше предложения не нашли. Конечно ... 30.01.2017 - Терлецкий парк (Московские окна) адвокат Андрей Валерьевич Ребриков Информация для дольщиков ЖК "Терлецкий парк". 15 февраля 2017 года состоится очередное заседение по рассмотрен...
Проблемные застройщики. Информация. Комментарии. Общение соинвесторов. Судебные дела
Согласование перепланировок жилых и нежилых помещений
Согласование перепланировок от заказа технического заключения и проекта до получения разрешения. Узаконение ранее сделанной перепланировки. Сложные случаи. Подробнее >>>>