Реестр адвокатов г. Москвы
Адвокатские образования г.Москвы
Реестр адвокатов Московской области
Адвокатские образования Московской области
Кодекс адвокатской этики Законодательство об адвокатах и адвокатуре
Судебная практика об адвокатах
Информация об адвокатских палатах субъектов РФ Задать вопрос адвокату
Определение Верховного суда РФ О признании недействительными ряда положений законодательства города Москвы о взыскании штрафов за нарушения правил парковки автотранспорта
Определение от 26 июня 2013 года № 5-АПГ 13-20.
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 5-АПГ13-20
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москв а 26 июн я 2013 год а
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А., Ерёменко Т.И.
при секретаре Строилове А.М.
рассмотрела дело по апелляционной жалобе Вэскера В.Л. и
апелляционному представлению старшего прокурора отдела управления по
обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
прокуратуры города Москвы Лазаревой Е.И. на решение Московского
городского суда от 19 марта 2013 года об отказе Вэскеру В.Л. в
удовлетворении заявления о признании недействующими статьи 8.14, пункта
9 статьи 16.3, статьи 16.6 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года № 45
«Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» (в
редакции Закона города Москвы от 24 октября 2012 года № 51).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Калининой Л. А., объяснения Вэскера В. Л., поддержавшего доводы
апелляционной жалобы, представителей Московской Городской Думы
Михалевич Е.В. и Ивановой А.А., представителя Мэра Москвы Егоровой
СЕ . и представителя Департамента транспорта и развития дорожнотранспортной
инфраструктуры города Москвы Колесника Е.И., просивших
решение оставить без изменения, заключение прокурора Генеральной
прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение
суда первой инстанции подлежащим отмене в части, как незаконного и
необоснованного, Судебная коллегия по административным делам
Верховного Суда Российской Федерации
установила :
Законом города Москвы от 24 октября 2012 года № 51 «О внесении
изменений в Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 «Кодекс
города Москвы об административных правонарушениях» глава 8 дополнена
статьёй 8.14 следующего содержания:
«Статья 8.14. Размещение транспортного средства на городской
парковке с нарушением правил пользования городскими парковками
1. Размещение транспортного средства на городской парковке с
нарушением правил пользования городскими парковками, за исключением
случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет
наложение административного штрафа на граждан, должностных
лиц и юридических лиц в размере одной тысячи пятисот рублей.
2. Неуплата за размещение транспортного средства на платной
городской парковке, а равно нарушение порядка оплаты размещения
транспортного средства на платной городской парковке влечет
наложение административного штрафа на граждан, должностных
лиц и юридических лиц в размере двух тысяч пятисот рублей.
3. Оставление на городской парковке транспортного средства с
нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением
требований государственного стандарта государственными
регистрационными знаками, без установленных на предусмотренных для
этого местах государственных регистрационных знаков, а равно оставление
на городской парковке транспортного средства с государственными
регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов,
препятствующих или затрудняющих их идентификацию, влечет
наложение административного штрафа на граждан, должностных
лиц и юридических лиц в размере пяти тысяч рублей.
Примечание. Под городской парковкой в настоящей статье следует
понимать объект благоустройства города Москвы, представляющий собой
специально обозначенное, обустроенное и оборудованное место, являющееся
частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и
(или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью
подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов
улично-дорожной сети, находящихся в собственности города Москвы, и
предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на
платной основе или без взимания платы по решению Правительства
Москвы.».
Кроме того, пункт 9 статьи 16.3 Закона города Москвы от 21 ноября 2007
года № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»,
согласно которому уполномоченный орган исполнительной власти города
Москвы в области транспорта, учреждения уполномоченного органа
исполнительной власти города Москвы в области транспорта - дела об
административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.3, 8.14,
8.24, 10.1, 10.2, 10.5-10.9, 11.10 данного Кодекса, и, согласно которому от
имени указанных органа, учреждений рассматривать дела об
административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.14, 8.24,
10.1, 10.5, частями 2.1 и 2.2 статьи 10.9 этого же Кодекса, вправе
контролеры, контролеры-ревизоры, после слов «предусмотренных статьями
2007 года № 45 «Кодекс города Москвы об административных
правонарушениях» (в редакции Закона города Москвы от 24 октября 2012
года № 51). Оспариваемые им юридические составы, будучи бланкетными по
своей юридической конструкции, предоставляют простор для
административного усмотрения и допускают возможность привлечения к
административной ответственности за нарушение требований,
предъявляемых федеральным законодательством о безопасности дорожного
движения. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью
3 статьи 8.14 Кодекса города Москвы об административных
правонарушениях схожа до степени смешения с диспозицией статьи 12.2
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что
также нарушает принцип правовой определённости.
Представитель Московской городской Думы Евдокимов Г.Н.,
представитель Мэра Москвы Егорова С.Е., представитель Департамента
транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города
Москвы Колесник Е.И., возражая против удовлетворения заявленных
требований, напротив, настаивали на соответствии федеральному
законодательству оспариваемых Вэскером В.Л. положений Кодекса города
Москвы об административных правонарушениях.
Участвующий в деле старший прокурор отдела управления по
обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
прокуратуры города Москвы Лазарева Е.И. заявление Вэскера В.Л. о
признании противоречащими федеральному законодательству и
недействующими частей 1 и 3 статьи 8.14 Закона города Москвы от 21
ноября 2007 года № 45 «Кодекс города Москвы об административных
правонарушениях» (в редакции Закона города Москвы от 24 октября 2012
года № 51) поддержала. В остальной части требований полагала правовое
регулирование законным и обоснованным.
Решением Московского городского суда от 19 марта 2013 года Вэскеру
В.Л. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Вэскер В.Л. просит данное решение суда
первой инстанции отменить, вынести новое решение, которым удовлетворить
заявленные им требования в полном объёме.
В апелляционном представлении старшего прокурора отдела
управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и
арбитражном процессе Лазаревой Е.И. поставлен вопрос о частичной отмене
решения Московского городского суда.
Суть доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении
сводится к неправильному применению судом первой инстанции норм
материального и процессуального права, регулирующего спорное
правоотношение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в
апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях
относительно апелляционных жалобы, представления и вправе в интересах
законности проверить решение суда первой инстанции в полном объёме
(статья 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Под законностью, как это следует из содержания статьи 2
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях
защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов
граждан, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, муниципальных образований.
Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших для
принятия нормативного правового акта, его законности возлагаются на
органы государственной власти и должностных лиц, принявших
нормативный правовой акт (часть 1 статьи 249 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации).
Основаниями для отмены в апелляционном порядке являются
обстоятельства, перечисленные в статье 330 Гражданского процессуального
сочетания элементов благоустройства для создания безопасной, удобной и
привлекательной среды территорий муниципальных образований. Однако
следование им не предполагает исключение из системы правовых
регуляторов благоустройства территорий муниципальных образований
правил и стандартов, требований и предписаний, установленных
федеральным законодательством и обязательных к исполнению всеми
субъектами общественных отношений.
Нет оснований не согласиться с доводами заявителя о неясности
правового регулирования и части 2 статьи 8.14 Закона города Москвы от 21
ноября 2007 года № 45 «Кодекс города Москвы об административных
правонарушениях» (в редакции Закона города Москвы от 24 октября 2012
года № 51) в части слов «а равно нарушение порядка оплаты размещения
транспортного средства на платной городской парковке». Как видно,
оспариваемая норма устанавливает ответственность за нарушение порядка
размещения транспортного средства на платной городской парковке и также
является бланкетной. Однако ни Правила пользования городскими
парковками и размещения на них транспортных средств, утверждённые
постановлением Правительства Москвы от 5 октября 2012 года № 543 (в
редакции постановления Правительства Москвы от 17 мая 2013 года № 289ПП),
ни Порядок оплаты за размещение транспортных средств на платных
городских парковках, утверждённый приказом Департамента транспорта и
развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 31
октября 2012 года № 61-02-224/2, не вносят ясности по вопросу о том, какие
действия (бездействия) образуют правонарушение, которое можно было бы
квалифицировать по части 2 статьи 8.14 Закона города Москвы от 21 ноября
2007 года № 45 «Кодекс города Москвы об административных
правонарушениях» (в редакции Закона города Москвы от 24 октября 2012
года № 51). Очевидно, что такое правовое регулирование не обеспечивает его
единообразного понимания и создаёт возможность злоупотреблений
правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями при
привлечении к административной ответственности.
Поскольку неясность и неоднозначное толкование нормативного
правового акта или его части является основанием для признания
нормативного правового акта или его части противоречащим федеральному
законодательству и недействующим (пункт 25 постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации» от 29 ноября 2007 года № 48 «О
практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых
актов полностью или в части), Судебная коллегия по административным
делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение в той
части, в которой Вэскеру В.Л. отказано в удовлетворении заявления о
признании противоречащими федеральному законодательству и
недействующими части 1 статьи 8.14 Закона города от 21 ноября 2007 года
№ 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»,
части 2 этой же статьи в части слов «а равно нарушение порядка оплаты
размещения транспортного средства на платной городской парковке», а
также части 3 данной статьи отменить и вынести новое решение, которым
заявление Вэскера В.Л. в этой части удовлетворить.
Что же касается выводов о соответствии федеральному
законодательству части 2 статьи 8.14 Закона города Москвы от 21 ноября
2007 года № 45 «Кодекс города Москвы об административных
правонарушениях» (в редакции Закона города Москвы от 24 октября 2012
года № 51), устанавливающей административную ответственность за
неуплату за размещение транспортного средства на платной городской
парковке, а также пункта 9 статьи 16.3 и статьи 16.6 Закона города Москвы
от 21 ноября 2007 года № 45 «Кодекс города Москвы об административных
правонарушениях» (в редакции Закона города Москвы от 24 октября 2012
года № 51), их Судебная коллегия полагает основанными на правильном
применении норм материального и процессуального права, регулирующего
спорное правоотношение и, следовательно, не усматривает оснований для
отмены решения в этой части в апелляционном порядке.
Пользование на платной основе парковками (стоянками),
расположенными на автомобильных дорогах общего пользования
регионального или межмуниципального значения, не исключается
федеральным законодателем (статья 12 Федерального закона от 8 ноября
2007 года № 257-ФЗ). В случае принятия такого решения нормативным
правовым актом органа государственной власти субъекта Российской
Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления
дорожной деятельности на пользователе парковкой (стоянкой) лежит
обязанность оплатить размещение транспортного средства на такой парковке
(стоянке), что не исключает и установление административной
ответственности в целях надлежащего обеспечения оплаты за пользование
парковкой (стоянкой) законом субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах является логичным и не противоречит статье
1.З.1 КоАП РФ наделение пунктом 9 статьи 16.3 Закона города Москвы от
21 ноября 2007 года № 45 «Кодекс города Москвы об административных
правонарушениях» контролёров, контролёров-ревизоров государственного
казённого учреждения города Москвы «Администратор Московского
парковочного пространства» (ГКУ «АМИН») полномочиями по
рассмотрению дел об административных правонарушениях за неуплату за
размещение транспортного средства на платной городской парковке.
Содержание статьи 16.6 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года №
45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»,
несмотря на её наименование «Особенности рассмотрения дел об
административных правонарушениях в области благоустройства,
совершенных с использованием транспортных средств», не свидетельствует
о превышении субъектом Российской Федерации нормотворческих
полномочий в области законодательства об административных
правонарушениях, поскольку каких-либо особенностей не устанавливает.
Отсылка к порядку рассмотрения дел, предусмотренному частью 3 статьи
28.6 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, не может расцениваться как несоответствие
федеральному законодательству.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 251-253, 327,
327, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда
Российской Федерации
о п р е д е л и л а :
решение Московского городского суда от 19 марта 2013 года в той
части, в которой Вэскеру В Л отказано в удовлетворении
заявления о признании противоречащими федеральному законодательству и
недействующими части 1 статьи 8.14 Закона города от 21 ноября 2007 года
№ 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» (в
17
редакции Закона города Москвы от 24 октября 2012 года № 51), части 2 этой
же статьи в части слов «а равно нарушение порядка оплаты размещения
транспортного средства на платной городской парковке», а также части 3
данной статьи отменить и вынести новое решение в этой части, которым
удовлетворить заявление Вэскера В Л , признать
противоречащими федеральному законодательству и недействующими с
момента вынесения настоящего решения часть 1 статьи 8.14 Закона города от
21 ноября 2007 года № 45 «Кодекс города Москвы об административных
правонарушениях» (в редакции Закона города Москвы от 24 октября 2012
года № 51), часть 2 этой же статьи в части слов «а равно нарушение порядка
оплаты размещения транспортного средства на платной городской
парковке», а также часть 3 данной статьи.
В остальной части решение Московского городского суда от 19 марта
2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Вэскера В
Л - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Когда планируется снос углового дома Чехова61... 29.10.2017 - Комментарий Ян Мы в таком доме взяли, довольны на все 100%, по соотношению цена/качество лучше предложения не нашли. Конечно ... 30.01.2017 - Терлецкий парк (Московские окна) адвокат Андрей Валерьевич Ребриков Информация для дольщиков ЖК "Терлецкий парк". 15 февраля 2017 года состоится очередное заседение по рассмотрен...
Проблемные застройщики. Информация. Комментарии. Общение соинвесторов. Судебные дела
Согласование перепланировок жилых и нежилых помещений
Согласование перепланировок от заказа технического заключения и проекта до получения разрешения. Узаконение ранее сделанной перепланировки. Сложные случаи. Подробнее >>>>