Реестр адвокатов г. Москвы
Адвокатские образования г.Москвы
Реестр адвокатов Московской области
Адвокатские образования Московской области
Кодекс адвокатской этики Законодательство об адвокатах и адвокатуре
Судебная практика об адвокатах
Информация об адвокатских палатах субъектов РФ Задать вопрос адвокату
Суд пришел к выводу о правомерности привлечения общества к административной ответственности за использование объекта нежилого фонда, являющегося федеральной собственностью, без надлежащим образом оформленных документов
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 августа 2006 г. N Ф09-7122/06-С1
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 августа 2006 г. N Ф09-7122/06-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей, рассмотрел в судебном заседании жалобу прокурора Верх-Исетского района г. Екатеринбурга (далее - прокурор) на решение суда первой инстанции от 06.05.2006 (резолютивная часть от 05.05.2006) и постановление суда апелляционной инстанции от 09.06.2006 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-9442/06. В судебном заседании приняли участие представители: общества с ограниченной ответственностью "Росат" (далее - общество) - Галиева Р.Ф. (доверенность от 05.05.2006 б/н); прокурора - Бабайлова Л.Ю. (удостоверение N 80273 до 02.11.2007); третьего лица Свердловского предприятия вычислительной техники и информатики - Черкашин Б.В. (директор, приказ от 06.12.1988 N 276 - Кдсп). Прокурор обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс). Решением суда первой инстанции от 06.05.2006 (резолютивная часть от 05.05.2006) в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением суда апелляционной инстанции от 09.06.2006 решение оставлено без изменения. В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, прокурор просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами норм Кодекса, п. 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление ВС РФ). Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, прокурором в ходе проверки соблюдения требований законодательства, регламентирующего порядок управления и распоряжения государственным имуществом, установлено, что обществом используется объект нежилого фонда, являющийся федеральной собственностью, находящийся в хозяйственном ведении государственного предприятия "Свердловское предприятие вычислительной техники и информатики" (далее - государственное предприятие), расположенный в по адресу: г. Екатеринбург, ул. Нагорная, д. 12, без надлежаще оформленных документов. По результатам проверки прокурором 11.04.2006 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. С заявлением о привлечении общества к административной ответственности прокурор обратился в арбитражный суд. Суды исходя из отсутствия состава вменяемого правонарушения в действиях общества отказали в удовлетворении заявленных требований прокурора. Выводы судов являются ошибочными. Частью 2 ст. 7.24 Кодекса установлена административная ответственность за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов. Как свидетельствуют материалы дела и установлено судами первой и апелляционной инстанции, в соответствии с приказом председателя Государственного комитета СССР по вычислительной технике и информатике (далее - ГКВТИ СССР) от 24.03.1987 N 49-деп Уральское специализированное территориальное управление по комплексному централизованному обслуживанию средств ЕС ЭВМ преобразовано в Свердловское предприятие вычислительной техники и информатики на самостоятельном балансе с правом юридического лица. Приказом председателя ГКВТИ СССР от 27.04.1990 N 151 Свердловское предприятие вычислительной техники и информатики выведено из состава Свердловского производственного объединения вычислительной техники и информатики с сохранением на балансе основных и оборотных средств. Как следует из п. 3 постановления ВС РФ, до момента определения соответствующего собственника предприятия относятся к федеральной собственности. В соответствии с ч. 2 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество государственного унитарного предприятия находится в государственной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Таким образом, судами сделан неправильный вывод о том, что поскольку предприятие не имеет статуса государственного унитарного предприятия, так как не прошло должным образом регистрацию, то и спорное помещение не принадлежит к федеральной (государственной) собственности. Спорное помещение будет относиться к федеральной собственности до определения соответствующего собственника в установленном законодательством порядке (п. 3 постановления ВС РФ). Нежилое здание, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Нагорная, д. 12, находится в хозяйственном ведении государственного предприятия на основании приказа председателя ГКВТИ СССР от 27.04.1990 N 151. Согласно ч. 2 ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. На основании договора об оказании услуг от 01.04.2002 N 1098ус, заключенного с государственным предприятием, в указанном здании обществом используется нежилое помещение. Статус предприятия как государственного подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 24, 25). В соответствии со ст. 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. Согласно ст. 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме и подлежит государственной регистрации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" установлено, что эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, или за счет собственных средств. Договоры на передачу в аренду или в безвозмездное пользование находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений, заключаемые организациями, за которыми эти объекты закреплены в установленном порядке, подлежат обязательному учету в реестре договоров Министерства государственного имущества Российской Федерации. Обществом нежилое помещение, принадлежащее государственному предприятию, находящееся в федеральной собственности, использовалось с 01.04.2002 без заключения договора аренды и при отсутствии надлежаще оформленных документов, позволяющих ему использовать в установленном законом порядке данный объект недвижимости, находящийся в федеральной собственности (ст. 8, 131, 606, 609 Гражданского кодекса Российской Федерации). Договор об оказании услуг от 01.04.2002 N 1098ус надлежащим документом, позволяющим использовать находящийся в федеральной собственности объект нежилого фонда, не является, в силу чего выводы судов об отсутствии в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения являются неправильными. Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В данном случае обществом не были приняты все зависящие от него меры по надлежащему оформлению документов на право пользования объектом нежилого фонда, относящегося к государственной (федеральной) собственности. При таких обстоятельствах суды ошибочно сделали вывод об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7. 24 Кодекса, и отсутствии вины общества в его совершении. Между тем на момент вынесения судом кассационной инстанции постановления - 14.08.2006 - двухмесячный срок давности привлечения к ответственности истек, так как срок привлечения к административной ответственности определяется с 11.04.2006 (со дня вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении). В соответствии с п. 6 ст. 24.5 Кодекса одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение срока давности привлечения к административной ответственности. С учетом того, что данный срок является пресекательным и не подлежит восстановлению, у суда кассационной инстанции не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований о привлечении общества к административной ответственности. Поскольку неправильные выводы судов об отсутствии состава и вины в действиях общества административного правонарушения не привели к принятию незаконного решения по делу (ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), то оно в резолютивной части подлежит оставлению без изменения, в мотивировочной - изменению. Кассационная жалоба прокурора является обоснованной и подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил: решение суда первой инстанции от 06.05.2006 (резолютивная часть от 05.05.2006) и постановление суда апелляционной инстанции от 09.06.2006 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-9442/06 оставить без изменения.
Когда планируется снос углового дома Чехова61... 29.10.2017 - Комментарий Ян Мы в таком доме взяли, довольны на все 100%, по соотношению цена/качество лучше предложения не нашли. Конечно ... 30.01.2017 - Терлецкий парк (Московские окна) адвокат Андрей Валерьевич Ребриков Информация для дольщиков ЖК "Терлецкий парк". 15 февраля 2017 года состоится очередное заседение по рассмотрен...
Проблемные застройщики. Информация. Комментарии. Общение соинвесторов. Судебные дела
Согласование перепланировок жилых и нежилых помещений
Согласование перепланировок от заказа технического заключения и проекта до получения разрешения. Узаконение ранее сделанной перепланировки. Сложные случаи. Подробнее >>>>