Реестр адвокатов г. Москвы
Адвокатские образования г.Москвы
Реестр адвокатов Московской области
Адвокатские образования Московской области
Кодекс адвокатской этики Законодательство об адвокатах и адвокатуре
Судебная практика об адвокатах
Информация об адвокатских палатах субъектов РФ Задать вопрос адвокату
Отдайте деньги церкви или нуждающимся
Наталия,
Москва,
15.05.2007 00:31 вопрос адвокату:
Господин Голованов! Жаль, что Вы так ничего и не поняли. Наш дом ЖИЛОЙ - также всегда был на балансе города, в частности на балансе ГУПа, являющегося всего лишь эксплуатирующей организацией, у которого на балансе находится 222 жилых дома по всей Москве. Поэтому наш дом никуда передавать не нужно! У ГУПа нет на наши квартиры правоустанавливающего документа (на право хозведения или оперативного управления). Видимо, он их также "арендовал" под общежитие у города. Правовой режим специализированного фонда по отношению к нашим квартирам не установлен и не может быть установлен. (см. 42-ПП РФ от 26.01.06).
Так что под 7 статью Вводного закона нового ЖК подпадают и наши квартиры. В последних письмах в Мэрию Москвы я все это изложила, и там наконец-то все поняли. Предлагаем деньги отдать церкви или нуждающимся.
Привожу полный текст документа Государственной Думы Вам на будущее.
Государственная дума
Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
7 марта 2006 г.
К вопросу о приватизации общежитий
В Комитете Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотрено обращение по поводу порядка реализации права граждан на приватизацию жилых помещений в переданных в ведение органов местного самоуправления жилых домах, которые в том числе были построены по специальным типовым проектам (коридорной системы, секционной системы "холлов" и т.п.), использовались в качестве общежитий и ранее принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям. Как следует из указанного обращения граждане, проживающие в указанных жилых помещениях, получают отказ в приватизации таких помещений со ссылкой на статью 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и на наличие ранее установленного в отношении домов, в которых расположены такие помещения, правового статуса общежитий.
Вместе с тем, полагаем необходимым обратить внимание, что Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не предусматривает специального порядка придания тем или иным домам какого-либо правового статуса: общежития, многоквартирного дома, дома системы социального обслуживания населения и др. Исходя из ЖК РФ конкретный дом является многоквартирным или общежитием не в силу того, что такой дом наделен соответствующим статусом решением какого-либо органа, а в связи с особенностями правового режима пользования жилыми помещениями, расположенными в таком доме. В частности, исходя из статей 92 и 94 ЖК РФ дом или часть дома является общежитием, если на все расположенные в указанном доме или части дома жилые помещения решением уполномоченного органа распространен установленный частью 3 статьи 92 ЖК РФ особый правовой режим специализированных жилых помещений с учетом определенного частью 1 статьи 94 ЖК РФ назначения таких помещений. До введения в действие ЖК РФ дома регистрировались в качестве общежитий органами местного самоуправления на основании пункта 4 Примерного положения об общежитиях, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 11 августа 1988 года № 328. Данное постановление принималось на основании статьи 109 Жилищного кодекса РСФСР и в настоящее время, с учетом признания названного Кодекса утратившим силу и отсутствия требования ЖК РФ о необходимости принятия специального федерального закона по связанным с общежитиями вопросам, не подлежит применению.
Таким образом, с учетом действующего законодательства определенный дом или определенная часть дома может являться общежитием только при условии, если в установленном частью 2 статьи 92 ЖК РФ порядке жилые помещения в этом доме или этой части дома включены решением уполномоченного органа в специализированный жилищный фонд с одновременным их отнесением к указанному в пункте 2 части 1 статьи 92 ЖК РФ виду. Решения же органов государственной власти или органов местного самоуправления о придании домам статуса общежитий либо регистрации домов в качестве общежитий не могут иметь правового значения в правоприменительной практике, поскольку ЖК РФ не предусматривает возможность принятия таких решений и соответственно не устанавливает их правовые последствия.
Необходимо также иметь в виду, что статья 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" исключила возможность распространения на указанные в данной статье жилые помещения особого правового режима специализированных жилых помещений. Такие помещения в силу закона уже входят в состав жилищного фонда социального использования (они уже не имеют специализированного назначения, могут сдаваться в поднаем, возможен их обмен, то есть в отношении них действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма). С учетом изложенного, достаточно очевидно, что дома, в которых расположены указанные жилые помещения, не являются общежитиями. Решения же органов государственной власти или органов местного самоуправления о включении таких жилых помещений в специализированный жилищный фонд не подлежат применению как противоречащие закону, в частности, статье 7 названного Федерального закона и части 2 статьи 92 ЖК РФ. Одновременно, при разрешении рассматриваемого вопроса необходимо учитывать и позицию Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ).
В частности, КС РФ в своем постановлении от 3 ноября 1998 года № 25-П (абзац 4 пункта 3), непосредственно указывал, что применительно к жилым помещениям, которые имеют общий правовой режим (в рассматриваемом случае это жилые помещения, указанные в статье 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", и жилые помещения, предоставленные по договорам социального найма) отсутствуют объективные основания для установления различий в праве на их приватизацию, в том числе для введения общего правила, запрещающего их приватизацию. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, такой запрет фактически означал бы закрепление неравенства прав граждан в зависимости от условий их проживания (относительно рассматриваемого вопроса в том числе зависимости от проживания граждан в доме, являвшемся общежитием семейного типа, коридорного или иного типа), что противоречит статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, провозглашающей равенство граждан перед законом вне зависимости от каких-либо обстоятельств.
При этом КС РФ в своем определении от 2 ноября 2000 года № 220-О (абзац 2 пункта 2) обращал внимание, что законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным, целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом (невозможность обмена, раздела, поднайма и т.д.), поскольку ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность. Более того, КС РФ в указанном определении (абзац 4 пункта 2) дополнительно уточнил, что суды, разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима, не должны ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного помещения и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае такое распространение. В рассматриваемом же случае законодатель упростил задачу судов, поскольку со дня введения в действие Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" указанные в статье 7 данного Федерального закона жилые помещения утратили правовой режим их целевого назначения как помещений, предназначенных для временного проживания граждан в период их работы, службы и обучения (см., к примеру, такой режим в ст. 94 ЖК РФ).
Кроме того, КС РФ в указанном определении (абзац 3 пункта 2) подчеркнул, что в силу закона граждане, проживающие в общежитиях, являются нуждающимися в улучшении жилищных условий и вправе получить в пользование иное жилое помещение и впоследствии приватизировать его. Тем самым, по мнению КС РФ, им гарантируется предусмотренное статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности и право иметь имущество в собственности. В рассматриваемом же случае отказа в приватизации указанных в статье 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" жилых помещений, граждане, проживающие в таких помещениях на условиях социального найма, лишаются указанной гарантии, поскольку, являясь уже нанимателями по договору социального найма, на основании статьи 51 ЖК РФ они могут быть не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
С учетом вышеизложенного, жилые помещения (квартиры, комнаты) в домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях. В данном случае часть первая статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не ограничивает возможность приватизации таких помещений.
Отвечает: адвокат Алексей Голованов, Москва,
коллегия адвокатов "Правовая защита".
Запись на консультацию к адвокату по тел. 8 495 691-38-72, 787-75-07, 782-76-77 Новый Арбат, д.21
Здравствуйте, Наталья!
В ходе нашей дискуссии мы неоднократно обсуждали Постановление Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма cпециализированных жилых помещений". Дело в том, что к моменту, когда указанное Постановление вступило в силу, Ваш дом УЖЕ был общежитием. Обратной силы данное постановление к ранее возникшим общежитиям не придает.
Не совсем ясно, почему Вы считаете, что Ваше общежитие не числилось в ведении ГУП. Ведь даже в самом ответе, на который Вы ссылаетесь содержится указание на то, что эти помещения «…ранее принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям».
Когда мы с Вами встретились, Вы говорили о том, что Ваш дом является именно общежитием, предъявили решение (кажется, еще исполкома от 1979 года) о переводе дома в общежитие.
Статья 7 Вводного закона к ЖК говорит не о всех общежитиях. Так указано: «К отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма».Верховный суд РФ дополнительно разъяснил, что непередача в муниципальный фонд общежития с баланса ГУП не может служить основанием для ограничения права на приватизацию.
По поводу Постановления КС № 25-П Вы лукавите, т.к. оно выносилось по поводу вопроса о приватизации комнат в коммуналках (а не общежитий).
В ходе нашего общения обсудили мы и определении от 2 ноября 2000 года № 220-О. Я Вам тогда сказал, что лично мое мнение сводится к тому, что отказ в приватизации общежитий неконституционен, однако, в КС мы по этому поводу ничего не добъемся, т.к. у других граждан уже было подобное обращение и КС отказался принимать жалобу к своему рассмотрению.
Поскольку КС уже высказался по вопросу приватизации общежитий, указав, что законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным, целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом (невозможность обмена, раздела, поднайма и т.д.), что не нарушает конституционных прав граждан, закрепленных в статьях 40 и 35 Конституции Российской Федерации, положения которых не препятствуют отнесению жилых помещений, расположенных в общежитиях, к не подлежащим приватизации, Вам стоит подумать о последующем обращении в Европейский суд по правам человека в Страсбурге (предварительно обратившись в национальные суды РФ). Может быть, он сочтет Вашу жалобу приемлемой для рассмотрения.
Я с радостью хотел бы Вам помочь приватизировать помещения, однако в свете Вашей ситуации и законодательства это невозможно (пока не будет акционирования или распоряжения о передаче в муниципалитет). А давать пустых обещаний, только чтобы получить от Вас деньги, я не хочу.
Буду удивлен, если районный суд займет Вашу позицию по вопросу приватизации общежитий.
Когда планируется снос углового дома Чехова61... 29.10.2017 - Комментарий Ян Мы в таком доме взяли, довольны на все 100%, по соотношению цена/качество лучше предложения не нашли. Конечно ... 30.01.2017 - Терлецкий парк (Московские окна) адвокат Андрей Валерьевич Ребриков Информация для дольщиков ЖК "Терлецкий парк". 15 февраля 2017 года состоится очередное заседение по рассмотрен...
Проблемные застройщики. Информация. Комментарии. Общение соинвесторов. Судебные дела
Согласование перепланировок жилых и нежилых помещений
Согласование перепланировок от заказа технического заключения и проекта до получения разрешения. Узаконение ранее сделанной перепланировки. Сложные случаи. Подробнее >>>>