Реестр адвокатов г. Москвы
Адвокатские образования г.Москвы
Реестр адвокатов Московской области
Адвокатские образования Московской области
Кодекс адвокатской этики Законодательство об адвокатах и адвокатуре
Судебная практика об адвокатах
Информация об адвокатских палатах субъектов РФ Задать вопрос адвокату
Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин: Да, мы перестраиваем Москву. Но с улыбкой
Поговорить об архитектуре столицы мы в «Комсомолке» хотели давно. И вот пригласили в гости председателя Москомархитектуры, главного архитектора столицы Александра Кузьмина. Ведь с кем еще обсуждать, как в одном городе могут ужиться, например, Кремль и «Москва-Сити». Сколько можно строить транспортных колец вокруг Москвы или как воспринимать отреставрированную усадьбу «Царицыно»?
В итоге за полтора часа мы успели поговорить о новых строительных проектах, о пробках на дорогах, об архитектурном облике Москвы и даже о футболе.
«В городе есть 350 километров земли под дороги»
- Александр Викторович, один из самых больных вопросов москвичей - дороги. Третье кольцо построили - сейчас оно забито. Четвертое начинают строить, а машин все больше и больше. Есть ли хоть какой-то просвет?
- В этом вопросе существует два основных направления - строительство дорог и развитие метрополитена и железных дорог. Оба требуют очень много денег. Дороги нужно сделать более комфортными. Причем начинать с малого. Проектировщикам надо по-другому относиться к этому вопросу. Ведь как мы делаем? Станция метро - сразу площадь. А что такое станция железной дороги? Задворки, застроенные гаражами. Через год хотим провести эксперимент в новом жилом районе Северный и в Бирюлеве. Там начнем строить современные железнодорожные станции.
- А идея проложить дороги по крышам домов из области фантастики?
- Нет, конечно. Но я знаю одно: в Москве есть приблизительно 350 километров земли, где можно проложить дороги, чтобы разгрузить город от пробок. Да, это непростая земля. Нужно выводить гаражи, фабрики, заводы, договариваться с их собственниками. Но ведь третье кольцо мы осилили. Когда с людьми поговоришь, как правило, всегда находится взаимная выгода. Поэтому нам есть где строить. И деньги начинают появляться.
- Над какими транспортными проектами сейчас работаете?
- Во-первых, северный дублер Можайки, который соединит Минское шоссе и «Москву-Сити». Во-вторых, идет работа над трассами Москва - Санкт-Петербург и Москва - Нижний Новгород. Совсем скоро будем реконструировать Подольское шоссе, чтобы улучшить выезд из Бутова и нового строящегося района Щербинка.
Ну и, конечно, завершение Ленинградки и трассы Москва - Рига, которая дойдет практически до Садового кольца. Но главная задача - четвертое транспортное кольцо.
Зачем столице высотки?
- А что это за кольцо высоток, которое будут строить вокруг Москвы?
- Это не обязательная программа в Генплане. Есть места, где высотки были бы желательны. Но если их не будет, ничего страшного для города нет. Поэтому первым делом мы выделили ту зону города, где высоток быть не может.
- Это где, например?
- Такие места - памятники архитектуры. Даже в Царицыне или Коломенском нельзя строить высотки. В итоге они появятся в основном между третьим и четвертым кольцами. Ведь главное что? Должны быть люди, которые хотят жить и работать в высотках. По нашим исследованиям, таких где-то до 7 процентов москвичей. В первую очередь это молодежь, экстремалы, которым хочется чего-то необычного. Есть инвесторы, которые хотят вкладывать в это деньги. И появились строители, которые умеют делать высотки. Почему бы нам не сложить все это?
- Выходит, проект уже существует?
- Да, есть 60 зон, где возможно строительство высоток. Самые ближайшие проекты: два здания в Марьинском парке и на въезде на Профсоюзную улицу.
«Царицыно» - это победа»
- Все время, пока шла реставрация в «Царицыно», чего только не говорили об этом проекте. В итоге сами-то как к нему относитесь?
- Во-первых, я не слышал, чтобы уж слишком многие говорили что-то плохое. А во-вторых, мы зациклились на одном или полутора объектах. А ведь на самом деле «Царицыно» - это триста гектаров территории, 70 памятников архитектуры. И все это мы привели в порядок. А спор все время только об одном памятнике - о Большом дворце. Все остальное почему-то мы не вспоминаем... А с Большим дворцом все просто. Его не успели доделать. Вот и весь разговор. Из хорошо законченного здания всегда можно сделать руины. Если мы ошиблись со строительством, следующие поколения снесут крыши и опять получится объект для альпинизма. Так что нет никакого нарушения закона. Я считаю, это наша победа.
- Что следующее после «Царицыно»?
- Ближайший объект - Петровский путевой дворец. Он сдается в будущем году. Работаем над проектом Провиантских складов между Остоженкой и Пречистенкой. Там будет Музей Москвы. Еще реставрируем Марфо-Мариинскую обитель на Ордынке. И четвертый интересный проект, к которому мы приступаем, - это Рогожская слобода. Община старообрядцев с очень интересной историей.
- Вроде еще собирались восстановить Китайгородскую стену...
- Сейчас мы разработали проект на два участка Китайгородской стены. Первый участок - по Китайгородскому проезду стена дойдет до Москвы-реки и завершится башней. Второй участок - от Ильинки до Варварки с воссозданием одной башни, которая там была. Остальное сложнее. Особенно в районе магазина «Детский мир». Там Китайгородская стена шла по существующей магистрали и доходила почти до магазина.
- Как бы вы охарактеризовали современный стиль Москвы? Одни его ругают, другие хвалят.
- Когда необоснованно хвалят или ругают, я даже не слушаю. Столица строится разнообразно. Я считаю, что в этом как раз и есть ее стиль. В городе никогда не было участков, которые делались бы в едином стиле. Москва не похожа на Питер, в котором много классики. Москва всегда шарахалась. От конструктивизма в сталинский стиль. А до этого у нас был модерн, потом - псевдорусский стиль, византийский стиль, ампир очень хорошо развился. У нас много корней. Отсюда и разнообразие, на первый взгляд даже несоответствие соседей... Я устал уже всем говорить, что Москва чем хороша? Здесь можно проектировать с улыбкой. Не надо надевать смокинг перед тем, как подходить к чертежной доске. Если не верите мне, посмотрите внимательно на то, что вам досталось в наследство.
- Назовите московские архитектурные фишки. Понятно, Красная площадь, храм Василия Блаженного. Но все это когда еще строилось...
- И, кстати, тогда это тоже все ругали. Москва тем и отличалась, что тут нет ни одного здания, которое бы не критиковали. Особенно современники. Храм Христа Спасителя называли большой коробкой для праздничного торта. Храм Василия Блаженного - российским огородом. Кремль тоже критиковали. В старину говорили, что если стрельнуть по нашему Кремлю, все башенки отлетят и перебьют защитников... В Москве можно раскритиковать все что угодно. А если говорить про современные фенечки... Давайте начнем хоть с Сити или возьмем Гостиный Двор. Манеж после разрушительного пожара стал другим. Хотя с виду все осталось практически также. Если вы любитель современной архитектуры, я рекомендую погулять в переулке между Москвой-рекой и Остоженкой. Хотя, я считаю, в центре современная архитектура должна быть гостьей.
«Я по Новому Арбату стараюсь не проезжать»
- Сами москвичи могут как-то контролировать все это строительство?
- Контроля хватает всегда. Я вообще считаю, что в России больше людей, которые контролируют, чем тех, которые созидают. Конечно, есть архитектурный совет, общественный градостроительный совет при мэре Москвы. А главное - законодательство. Ведь любой совет - это тоже субъективизм в той или иной мере. Даже коллективный субъективизм. Я сам веду архитектурный совет и заметил такую вещь: плохому проекту архитектурный совет помогает стать лучше, а хороший, случается, доводит до среднего уровня. Так что архитектура - это творчество. И не всегда победа.
- Может быть, приведете какие-то неудачные примеры?
- Вы можете вместо меня их назвать. Например, Арбатская площадь. Бывают в городах гиблые места. Не я начал портить эту площадь. Началось с того, что Калининский проспект стали прокладывать. И он должен был уходить в тоннель. Первое, что сделали, разорвали бульвар на большом участке. До Суворовского практически пропасть. Как бы глазом уже его не чувствуешь. Потом появилось здание «Пентагона» - нашего Министерства обороны. Что тоже не улучшило эту площадь. А затем произошло то, к чему уже руку приложил я, - здание возле «Праги». Я его видеть не могу.
- Да, многие ругают...
- Я тоже ругаю. Только все ругают кого-то, а я стараюсь по Калининскому проспекту (ныне Новому Арбату) не проезжать. Поймите, одно дело, когда ругают по телевизору. Его можно выключить, газеты можно не читать. А себя-то как обманешь? Это беда профессии архитектора. Если художник что-то не так нарисовал, он может, например, за шкаф задвинуть, и все нормально.
- А исправить-то можно как-нибудь?
- Через века.
Газоны - только вдоль дорог
- Из-за массовых строек экология не портится?
- Город очень уплотнен, тут никаких секретов нет. Берем территорию города, делим на количество населения и получаем около 10 тысяч человек на гектар. Если взять тот же Берлин, то там примерно столько же людей, но почти на два гектара. А что вы хотите? Берлин по территории, как Москва, а население 3,5 миллиона. Удивительно другое. В Москве удалось сохранить столько же зелени на человека, сколько в Берлине. Уплотняя микрорайоны, мы сохраняем зеленые клинья.
- Многие экологи говорят, мол, Москву под бобрик подстригли. Почему?
- Конечно, надо более бережно относиться к живой природе. Но очень трудно перешагивать через что-то. Раньше мы вообще очень плохо относились к природе в целом. Сейчас стали ее стричь под бобрик. Во-первых, для того, чтобы сохранять естественную природу, надо быть богатыми. Потому что просто оставить в покое, скажем, муравейник неправильно. Надо устроить так, чтобы он сохранился в тех условиях, где живет много людей. Это следующий шаг. Я полностью согласен с тем, что газон хорош только на Кольцевой дороге.
«На футбол ходим вместе с сыном»
- В вашем плотном графике время на семью хоть остается?
- Когда утром я целую своего сына, он меня спрашивает: «Папа, ты уже пришел?» Я ему отвечаю: «Нет, сынок, я уже ухожу». Но сейчас я понял, что это неправильно. Я болею за московское «Динамо» и вдруг выяснил, что он болеет за «Локомотив». И я понял, что уделяю ему мало времени.
Когда планируется снос углового дома Чехова61... 29.10.2017 - Комментарий Ян Мы в таком доме взяли, довольны на все 100%, по соотношению цена/качество лучше предложения не нашли. Конечно ... 30.01.2017 - Терлецкий парк (Московские окна) адвокат Андрей Валерьевич Ребриков Информация для дольщиков ЖК "Терлецкий парк". 15 февраля 2017 года состоится очередное заседение по рассмотрен...
Проблемные застройщики. Информация. Комментарии. Общение соинвесторов. Судебные дела
Согласование перепланировок жилых и нежилых помещений
Согласование перепланировок от заказа технического заключения и проекта до получения разрешения. Узаконение ранее сделанной перепланировки. Сложные случаи. Подробнее >>>>