Реестр адвокатов г. Москвы
Адвокатские образования г.Москвы
Реестр адвокатов Московской области
Адвокатские образования Московской области
Кодекс адвокатской этики Законодательство об адвокатах и адвокатуре
Судебная практика об адвокатах
Информация об адвокатских палатах субъектов РФ Задать вопрос адвокату
Постановление Правительства Москвы от 25 апреля 1995 г. N 356 "О принципах использования залогового кредитования в г. Москве"
Постановление Правительства Москвы от 25 апреля 1995 г. N 356 "О принципах использования залогового кредитования в г. Москве"
(с изменениями от 11, 18 ноября 1997 г., 19 февраля 2002 г., 27 апреля 2004 г., 12 апреля 2005 г.)
Анализ действующего в странах рыночной экономики института залогового кредитования и применяемых при этом стандартных процедур показывает, что для обеспечения доступа Правительства Москвы к кредитам иностранных, а также российских банков и финансово-инвестиционных институтов под залог имущества, в том числе находящегося в государственной собственности Москвы, требуется решить ряд серьезных проблем правового и организационного характера. Практика деятельности отечественных и зарубежных банковских учреждений в России не знает примеров проведения операций по залоговому кредитованию в значительных объемах. Для развития института залога необходимо создание в Москве соответствующей инфраструктуры залогового кредитования. В целях стимулирования притока отечественных и иностранных инвестиций и кредитов в экономику города, создания более благоприятных условий для привлечения кредитных ресурсов для реализации городских проектов, стабильных условий хозяйствования субъектов предпринимательской деятельности на территории Москвы, а также во исполнение распоряжения Премьера Правительства Москвы от 19 января 1994 г. N 93-РП "О рабочей группе по созданию залогового фонда Правительства Москвы" и распоряжения Мэра от 23 марта 1994 г. N 135-РМ "О плане мероприятий по созданию имущественного фонда Правительства Москвы" Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить порядок использования залогового кредитования для финансирования проектов в г. Москве, изложенный в приложении 1. 2. Одобрить принципы формирования залогового фонда Правительства Москвы, изложенные в приложении 4. 3. Образовать Межведомственную комиссию Правительства Москвы по залоговому кредитованию (приложение 5) и утвердить положение о ней (приложение 6). 4. В целях формирования городской программы залогового кредитования: 4.1. Департаментам и комитетам Правительства Москвы, префектурам административных округов г.Москвы направлять в Департамент экономической политики заявки на реализацию инвестиционных и иных проектов на условиях залогового кредитования в соответствии с порядком, изложенным в приложении 1. 4.2. Поручить Межведомственной комиссии по залоговому кредитованию формировать перечни проектов, рекомендуемых для включения в программу залогового кредитования, и представлять их на утверждение Правительства Москвы. 5. Одобрить примерный текст договора о залоге (приложение 7), оформляемого при заключении сделок по залоговому кредитованию. 6. В целях решения оперативных вопросов развития залогового кредитования на территории Москвы поручить Департаменту внешних связей: 6.1 Подготовить в месячный срок обращение в Центральный банк России о внесении изменений и дополнений в действующие нормативные акты, имея в виду предусмотреть возможность приобретения нерезидентами инвалюты на рублевые средства, полученные от реализации предмета залога (в том числе недвижимости), а также возможность реализации кредитором-нерезидентом своих залоговых прав путем продажи предмета залога другим нерезидентам. 6.2 Разработать в месячный срок и согласовать с Центральным банком России порядок открытия спецсчетов для обслуживания иностранных кредитов, получаемых под залог государственной собственности г.Москвы.
7. Дополнить перечень видов деятельности, лицензируемых в Москве, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 05.04.94 N 285 "Об упорядочении лицензирования отдельных видов деятельности на территории Москвы", следующим видом деятельности: "риэлтерская деятельность (совершение операций с нежилыми помещениями, земельными участками ) - коэффициент вида деятельности - 0,75."
8. Исключен. 9. Московской лицензионной палате совместно с Департаментом внешних связей провести до 1 июня 1995 г. согласование с Госкомимуществом в установленном порядке "Положения о порядке лицензирования риэлтерской деятельности (совершение операций с нежилыми помещениями, земельными участками) на территории Москвы" (приложение 8), которое будет основанием для его утверждения и введения в действие. 10. Департаменту финансов внести соответствующие изменения в финансовые показатели Московской лицензионной палаты на 1995 год. 11. Поручить Комиссии при Мэре Москвы по разработке нормативной базы землепользования, градостроительства и управления недвижимостью (Комиссия при Мэре) совместно с заинтересованными организациями: 11.1 Разработать в двухмесячный срок проект закона Москвы "Об ипотеке на территории Москвы" для его последующего представления в установленном порядке на рассмотрение Московской городской Думы. 11.2 Подготовить во втором квартале 1995 г. Положение о единой системе и порядке государственной регистрации прав на объекты недвижимости на территории Москвы. 12. Поручить Москомимуществу, Москомзему, Департаменту муниципального жилья и Фонду имущества г.Москвы создание и ведение в своей части перечней объектов залогового фонда Правительства Москвы. Возложить на Департамент экономической политики функции держателя единого перечня объектов залогового фонда Правительства Москвы. 13. Поручить Департаменту экономической политики совместно с Москомимуществом, Москомземом, Департаментом муниципального жилья и Фондом имущества г.Москвы совместно с Московской регистрационной палатой в месячный срок разработать порядок ведения реестра и его форму для осуществления государственной регистрации залога имущества и имущественных прав. 14. Поручить Фонду имущества г.Москвы и Москомимуществу вносить необходимые изменения в планы приватизации с учетом использования в качестве объектов залога имущественных объектов и предприятий, находящихся в государственной собственности г.Москвы, а также принадлежащих городу акций в акционерных обществах. 15. Обязать Москомимущество, Москомзем, Департамент муниципального жилья и Фонд имущества Москвы осуществлять регистрацию залога имущества и имущественных прав в соответствии с разделом 6 приложения 1 к настоящему постановлению. 16. Поручить Департаменту экономической политики совместно с Департаментом внешних связей, Москомимуществом, Фондом имущества Москвы, Москомземом, Департаментом муниципального жилья подготовить в 3- месячный срок предложения о развитии на территории Москвы титульного страхования (страхования прав на объекты собственности) с внедрением передового зарубежного опыта. 17. Принять предложение Департамента внешних связей и Комиссии при Мэре о развитии в Москве института оценки как комплексной системы, подготовке необходимой нормативной базы и организационных структур для регламентации на территории Москвы деятельности оценщиков.
18. Создать при Правительстве Москвы Общественный совет оценщиков Москвы (ОСОМ) во главе с заместителем Премьера Правительства Москвы И.Н.Орджоникидзе (председатель), руководителем Комиссии при Мэре И.Н.Шустовым (заместитель председателя) и 12 членами ОСОМ. Департаменту внешних связей, Фонду имущества Москвы, Москомимуществу, Москомзему, Департаменту экономической политики, Департаменту муниципального жилья и Департаменту перспективного развития Москвы представить в десятидневный срок Комиссии при Мэре кандидатуры своих представителей для участия в работе ОСОМ. 19. Одобрить Общие подходы к развитию института оценки на территории Москвы (приложение 15). Поручить Комиссии при Мэре совместно с Департаментом внешних связей, Департаментом экономической политики, Москомимуществом, Москомземом, Фондом имущества Москвы разработать в месячный срок в соответствии с Общими подходами документы, регламентирующие работу ОСОМ, определяющие его права и обязанности. 20. Комиссии при Мэре Москвы во втором квартале 1995 г. совместно с Департаментом внешних связей, Фондом имущества Москвы, Москомимуществом, Москомземом, Департаментом муниципального жилья при участии Московского фонда подготовки кадров подготовить проект распоряжения Мэра о программе обучения, переподготовки, аттестации и лицензирования оценщиков, а также изучить опыт зарубежных стран в области оценки и подготовки профессиональных оценщиков с целью его использования для разработки нормативных актов. Просить Московский фонд подготовки кадров совместно с Департаментом внешних связей, Департаментом экономической политики, Комиссией при Мэре, другими заинтересованными организациями разработать и реализовать учебные программы по подготовке специалистов в области ипотеки и оценки недвижимости. 21. Поручить Управлению юстиции г.Москвы довести до сведения судов г.Москвы порядок регистрации залога и реализации заложенного имущества, установленный в приложении 1 к настоящему постановлению. 22. Департаменту по делам печати и информации в двухнедельный срок обеспечить публикацию текста настоящего постановления в печати. 23. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителей Премьера Правительства Москвы по принадлежности.
Порядок использования залогового кредитования для финансирования проектов в г. Москве (с изменениями от 27 апреля 2004 г.)
Раздел 1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок разработан на основе закона РФ "О залоге", Гражданского кодекса Российской Федерации, распоряжения Мэра Москвы от 16.06.94 N 288-РМ "О регистрации операций с собственностью физических и юридических лиц в г.Москве", постановления Правительства Москвы от 27.04.93 N 415 "О государственной регистрации залога жилых помещений, принадлежащих гражданам или юридическим лицам на праве собственности" и постановления Правительства Москвы от 20.09.94 N 788 "О введении на территории Москвы единой системы государственной регистрации залога и единого реестра договоров залога" и других нормативных актов.
Он определяет процедуры залогового кредитования, которые могут быть использованы при реализации городских инвестиционных, а также коммерческих (закупка продовольствия, медикаментов и др.) проектов (далее - Городские проекты), с использованием в качестве залога имущественных объектов, в том числе находящихся в государственной собственности г.Москвы. Указанный порядок по ряду процедур может быть также рекомендован и для самостоятельных субъектов хозяйственной деятельности, действующих на территории Москвы, при осуществлении ими операций, связанных с залоговым кредитованием.
1.2. Настоящий порядок касается процедур получения кредитных ресурсов как на зарубежном, так и на отечественном финансовых рынках и может применяться к залогу различных видов имущества и имущественных прав, включая предприятия, здания и сооружения, жилые дома, другие строения потребительского назначения, ценные бумаги (акций предприятий) и иные активы, а также залог предусмотренных законодательством прав по аренде земельных участков.
1.3. Кредитование под залог имущества (в дальнейшем - залоговое кредитование) в зависимости от характеристик объекта залога и условий кредитования подразделяется на два принципиальных вида: залоговое финансирование и залоговое/ипотечное кредитование.
Залоговое финансирование - это проектное финансирование с дополнительными гарантиями в виде залога имущества. Главным его принципом является предоставление кредитных ресурсов на условиях контроля кредитора за их использованием через ссудный счет, открываемый заемщику кредитором и передачи возводимого объекта в залог.
Залоговое финансирование применяется, главным образом, когда заемщик не располагает объектами залога, чья ликвидная стоимость позволяла бы обеспечить покрытие суммы кредита. Основным критерием для отбора инвестиционных проектов для реализации на условиях залогового финансирования являются уровень их рентабельности и срок окупаемости.
Залоговое/ипотечное кредитование - это кредитование под залог ликвидных активов заемщика. Ипотечное кредитование является разновидностью залогового кредитования, когда объектом залога выступает недвижимое имущество (предприятия, строения, здания, сооружения или иные объекты вместе с соответствующим земельным участком) или право пользования им. Главным принципом залогового/ипотечного кредитования является предоставление кредитных ресурсов на условиях залога постоянно приносящего доход имущества и контроля кредитора за доходами, получаемыми от этого имущества, через специальный ссудный счет (далее - спецсчет).
Залоговое/ипотечное кредитование позволяет заемщику получать несвязанный кредит, который он может использовать по своему усмотрению, то есть в отличие от залогового финансирования здесь не обязательно согласование с кредитором проекта, отобранного для кредитования Правительством Москвы.
1.4. Развитие системы залогового кредитования в Москве предполагает также введение практики предоставления гарантий Правительства Москвы в форме поручительства, выдаваемого при заключении хозяйствующими субъектами Москвы кредитных сделок под залог своего имущества для финансирования важных и необходимых для экономики города проектов. Поручитель обязуется перед кредитором отвечать за полное или частичное исполнение заемщиком своих обязательств в пределах, предусмотренных поручительством. Это позволяет создать дополнительные гарантии кредитору по выполнению заемщиком своих кредитных обязательств без использования залогового фонда Правительства Москвы.
1.5. Применение излагаемых ниже процедур должно способствовать, в случае формирования инфраструктуры залога на территории Москвы, получению доступа Правительства Москвы, а также самостоятельных хозяйствующих субъектов, действующих на территории Москвы, к финансовым ресурсам, в том числе на зарубежных финансовых рынках.
Внедрение предлагаемого механизма залогового кредитования должно обеспечить развитие системы залога и ипотеки на территории Москвы, в том числе создать предпосылки для возникновения вторичного рынка ипотеки (продажа инвесторам уже существующих ипотечных долговых обязательств), что позволит расширить систему гарантий при кредитовании за счет эмиссии ипотечными организациями собственных долговых обязательств.
Раздел 2. Порядок отбора городских проектов для реализации на условиях залогового кредитования
2.1. В целях реализации инвестиционных и иных проектов в г.Москве, финансирование которых предполагается осуществить за счет кредитов под залог активов, находящихся в государственной собственности Москвы, или с использованием поручительства Правительства Москвы, проводится работа по их отбору, анализу и экспертизе.
2.2. Территориальные и отраслевые органы управления г.Москвы - департаменты и комитеты Правительства Москвы, префектуры административных округов города (далее - заявитель) с учетом инвестиционных и иных программ, намечаемых к осуществлению по городскому, территориальному и отраслевому заказу, поручений и распоряжений Мэра, постановлений и решений Правительства Москвы, а также обращений хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций) готовят и представляют в Департамент экономической политики заявки на реализацию городских проектов на условиях залогового кредитования с использованием залогового фонда или поручительства Правительства Москвы.
2.3. Заявки на залоговое кредитование включают в себя следующие документы:
2.4. Указанные документы готовятся заказчиком проекта (получателем кредита) с участием заявителя, который осуществляет первичную проверку документов на их соответствие требованиям, изложенным в приложениях 2 и 3 к настоящему постановлению.
2.5. Приоритетными отраслями для реализации городских проектов на условиях залогового кредитования с использованием залогового фонда Правительства Москвы являются:
- строительство и реконструкция зданий и сооружений;
- производство строительных и отделочных материалов;
- производство продовольственных товаров, товаров народного потребления;
- производство лекарственных и других медицинских препаратов, медицинских изделий и техники;
- общественное питание;
- гостиничное хозяйство.
- закупка товаров по критическому импорту (медикаментов, продовольственных и других крайне необходимых и дефицитных товаров).
При этом заявки на финансирование инвестиционных и иных проектов на условиях залогового кредитования должны включать прежде всего те проекты, финансирование которых невозможно или нецелесообразно за счет средств городского бюджета, субвенций из федерального бюджета, городских внебюджетных средств или на долевых началах с негосударственными предприятиями.
2.6. Департамент экономической политики проводит первичный анализ поступивших заявок и при соответствии их требованиям, изложенным в настоящем приложении, регистрирует их для дальнейшего рассмотрения и проработки. Заявки, не оформленные должным образом, возвращаются заявителю.
2.7. Зарегистрированные заявки представляются на рассмотрение Межведомственной комиссии, которая дает поручения Департаменту внешних связей (для проектов, предусматривающих получение средств в СКВ) или Департаменту перспективного развития (для проектов, предусматривающих получение средств в рублях) по подготовке заключения о целесообразности реализации представленного в заявке проекта и возможности залогового обеспечения его кредитования.
С этой целью указанные департаменты организуют экспертизу бизнес-плана и ТЭО проекта с привлечением экспертов. Одновременно Москомимущество, Москомзем, Департамент муниципального жилья и Фонд имущества Москвы (в зависимости от вида имущества и имущественных прав, предлагаемых к залогу) с участием, при необходимости, Государственно-правового управления мэрии Москвы проводят по поручению Межведомственной комиссии проверку материалов заявки, касающихся залогового обеспечения кредитования проекта (проверка документов, подтверждающих права заемщика на имущество, и данных по оценке стоимости объектов залога). Результаты проверки передаются соответственно в Департамент внешних связей или Департамент перспективного развития, которые с учетом результатов экспертизы проекта и проверки материалов по залоговому обеспечению готовят заключение и направлют его в Департамент экономической политики.
Срок подготовки заключения один месяц.
2.8. По заявкам, предусматривающим выдачу поручительства Правительства Москвы при заключении заемщиком кредитных договоров, Межведомственная комиссия может затребовать для проверки и экспертизы любую дополнительную информацию, связанную с кредитной сделкой, включая документы по предмету залога.
2.9. Департамент экономической политики на основе поступивших от Департамента внешних связей и Департамента перспективного развития заключений готовит предложения по представленным заявкам и выносит их для рассмотрения на ближайшем заседании Межведомственной комиссии.
Кроме того, Межведомственная комиссия рассматривает в качестве возможного обеспечения финансирования городского проекта выдачу соответствующего поручительства Правительства Москвы.
При отборе проектов для включения их в программу залогового кредитования Межведомственная комиссия исходит из принципа надежности гарантий возврата кредита и получения экономической отдачи от реализации проекта и руководствуется следующими критериями:
- социальная и экономическая значимость проекта для города;
- экономическая эффективность и рентабельность проекта (сроки реализации и окупаемости, размер ожидаемой прибыли и др.);
- наличие у предприятия-получателя кредита имущества и имущественных прав, а также права долгосрочной аренды земельного участка, которые по своей стоимости были бы достаточными для залогового обеспечения суммы кредита и отвечали бы требованиям, предъявляемым кредиторами к предмету залога, а при залоговом кредитовании приносили бы также прибыль, достаточную для погашения кредита (выплат основного долга и процентов по кредиту).
В случае принятия отрицательного решения рассмотренные документы возвращаются в Департамент экономической политики для подготовки ответа заявителю.
- при проработке возможности финансирования проекта в СКВ - Департаментом внешних связей совместно с заявителем;
- при проработке возможности рублевого финансирования - Департаментом экономической политики совместно с заявителем.
В обоих случаях предполагается участие в данной работе кредитополучателя-организации (предприятия), которая будет осуществлять кредитуемый проект.
Указанная работа предусматривает проведение предварительных переговоров с финансовыми институтами, которые могут предоставить необходимые для реализации проектов финансовые средства. В ходе переговоров уточняются вид залогового кредитования и схема финансирования для каждого отобранного проекта. Желательно, чтобы по итогам переговоров потенциальные кредиторы предоставляли определенные гарантии кредитования проектов в случае их включения в программу залогового кредитования Правительства Москвы и при выполнении заемщиком договоренностей, достигнутых в ходе предварительных переговоров.
2.12. По итогам проведенной работы Межведомственная комиссия формирует перечни отобранных для включения в городскую программу залогового кредитования проектов и представляет их на рассмотрение и утверждение Правительства Москвы с предложениями по виду залогового кредитования, схеме финансирования и залоговому обеспечению кредитования по каждому проекту, с рекомендациями по определению непосредственного получателя кредита по заявленному проекту.
Под городской программой залогового кредитования подразумеваются перечни отобранных Правительством Москвы проектов, реализация которых предусматривается на условиях залогового кредитования.
Нормативные сроки осуществления вышеуказанной работы составляют до 3 месяцев.
Раздел 3. Подготовка документов для кредитора
3.1.После принятия Правительством Москвы решения о включении отобранных проектов в городскую программу залогового кредитования Межведомственная комиссия организует работу:
Департамент внешних связей (здесь и далее - для проектов, предусматривающих получение средств в СКВ) и Департамент экономической политики (здесь и далее - для проектов, предусматривающих получение средств в рублях) являются кураторами сделок по залоговому кредитованию (далее - курирующий орган) по отобранным проектам. Они организуют и участвуют в работе по подготовке и заключению кредитного договора и договора о залоге, осуществляют контроль за выполнением заемщиком процедур, предусмотренных залоговым кредитованием (обслуживание долга, реализация заложенного имущества и др.).
3.2. Для представления потенциальному кредитору необходимых материалов Департаментом внешних связей или Департаментом экономической политики совместно с получателем кредита и заявителем организуется сбор и подготовка следующих основных документов с учетом международных требований, где это требуется:
3.4. При подготовке документов для кредитора по проектам, предусматривающих их реализацию на условиях залогового финансирования с привлечением валютных средств, Департамент внешних связей, при необходимости, организует разработку с учетом международных стандартов бизнес-плана, включающего технико-экономическое обоснование, а также проведение оценки стоимости объектов залога, привлекая для этого консультационные фирмы, в том числе иностранные.
Затраты на указанные выше работы закладываются в подготовленный бизнес-план городского проекта.
3.5. Нормативные сроки осуществления вышеуказанной работы составляют до 2 месяцев.
Раздел 4. Выбор и подготовка объектов залога
4.1.Работа по обеспечению сделок по залоговому кредитованию предмета залога включает в себя:
- отбор имущественных объектов и прав для формирования предмета залога по каждому отобранному для кредитования проекту;
- сбор, проверку и оформление необходимой документации по объектам залога;
- проведение оценки объекта залога;
- подготовку предложений по вопросам страхования объекта залога, управления заложенным имуществом и его реализации в случае невозврата кредита.
Данная работа по поручению Межведомственной комиссии осуществляется соответствующими органами управления имуществом - Москомимуществом, Москомземом, Фондом имущества г.Москвы и Департаментом муниципального жилья с участием получателя кредита и заявителя и соответственно Департамента внешних связей или Департамента экономической политики.
4.2. В качестве предмета залога используются объекты недвижимого и движимого имущества, являющиеся государственной собственностью Москвы, в том числе имущество, принадлежащее организациям (предприятиям) на праве хозяйственного ведения, а также предусмотренные законодательством права по аренде земельных участков.
Размер и характер имущества, имущественных прав и прав аренды земельных участков, из которых формируется предмет залога, зависят от требований и условий, выдвигаемых кредитором и согласовываются в ходе переговоров с ним. Залог должен обеспечивать удовлетворение требованиям залогодержателя в объеме, достаточном для погашения основного долга, выплаты процентов по кредиту, а также иметь ресурс для уплаты неустойки, возмещения убытков, причиненных просрочкой исполнения, расходов залогодержателя на содержание заложенного имущества (при передаче объекта залога залогодержателю) и расходов по взысканию.
Доходы, получаемые заемщиком (кредитополучателем) от эксплуатации объекта залога и реализуемого проекта должны обеспечить осуществление платежей по обслуживанию кредита (выплату основного долга и процентов по кредиту), если кредитным договором в отдельных случаях не будет предусмотрен иной порядок выплаты кредитополучателем процентов по кредиту.
4.3. Решением Межведомственной комиссии на период подготовки залоговой документации и заключения кредитного соглашения объекты залога вносятся в перечень объектов залогового фонда Правительства Москвы (далее - Перечень объектов залогового фонда).
Внесение объектов залога в указанный Перечень обеспечивает их бронирование для залога и влечет безусловный запрет операций с правами на них, в том числе продажу или передачу в хозяйственное ведение другим организациям или предприятиям.
4.4. Перечни объектов залогового фонда ведутся Москомземом, Москомимуществом, Департаментом муниципального жилья и Фондом имущества г.Москвы соответственно виду имущества. Данные из указанных перечней оперативно вносятся в единый городской Перечень объектов залогового фонда, который ведет Департамент экономической политики.
4.5. В Перечень объектов залогового фонда вносятся следующие обязательные данные (реквизиты) по объекту залога: адрес, административный округ, название организации, площадь земельного участка или здания и сооружения и неразрывно связанного с ними земельного участка или количество и виды ценных бумаг, номер и дата соответствующего решения Межведомственной комиссии, Правительства или распоряжения Мэра Москвы о залоговом обеспечении кредитования проекта, включенного в программу залогового кредитования.
4.6. По отобранным для залога имущественным объектам проводится юридическая и технико-экономическая экспертиза, готовятся для представления кредитору следующие документы по объекту недвижимости:
1. Выписка из Московского городского бюро технической инвентаризации по объектам недвижимости, где это требуется;
2. Нотариально заверенная копия свидетельства на право собственности или аренды, выданного Москомимуществом (для нежилых зданий, строений и сооружений) или Департаментом муниципального жилья (для жилых зданий и сооружений).
При необходимости Департамент внешних связей или Департамент экономической политики могут запрашивать у соответствующих подразделений Правительства Москвы и городских служб другие необходимые документы.
4.7. Оценка объектов залога для определения их рыночной стоимости и представления кредитору организуется Москомимуществом, Москомземом, Департаментом муниципального жилья или Фондом имущества г.Москвы соответственно виду имущества. Для проведения оценки привлекаются профессиональные оценщики.
Если оценка объекта залога осуществляется для получения кредита в СКВ, то ее организует Департамент внешних связей с участием соответствующих органов управления имуществом.
4.8. Нормативные сроки осуществления вышеуказанной работы составляют до 2 месяцев.
5.1. После выполнения указанных выше подготовительных работ Департамент внешних связей или Департамент экономической политики совместно с получателем кредита проводят переговоры об открытии кредитной линии, включая определение процентных ставок и комиссионных по банковскому кредиту, согласование вопросов, связанных с открытием спецсчета.
5.2. В случае привлечения кредитных средств из-за рубежа на срок более 180 дней заемщик обращается в Главное управление валютного регулирования и валютного контроля ЦБ РФ для получения лицензии на проведение операции, связанной с движением капитала.
5.3. Открытие ссудного счета, в случае привлечения кредитных средств на срок более 180 дней, осуществляется заемщиком после получения лицензии Банка России, указанной в п.5.2.
В случае привлечения кредитных ресурсов на срок менее 180 дней ссудный счет открывается без ограничений. Спецсчет, через который производится погашение кредита, открывается по согласованию с кредитором в одном из банков на территории России.
5.4. Заключение договоров по залоговому кредитованию производится на основании соответствующего распоряжения Мэра или постановления Правительства Москвы, принимаемого по представлению Межведомственной комиссии.
5.5. Процедура заключения сделок по залоговому кредитованию предусматривает оформление, подписание и регистрацию получателем кредита и залогодателем следующих основных документов:
- кредитного договора;
- договора о залоге (примерный текст договора приводится в приложении N 7 к настоящему постановлению).
Кредитору могут быть также представлены полисы титульного (в случае развития в Москве практики титульного страхования) и рискового страхования на объекты залога, если договор о залоге предусматривает страхование предмета залога залогодателем:
Полис титульного страхования - документ, гарантирующий кредитору, что никакие другие обязательства, кроме упомянутых в титуле, не будут препятствовать реализации права залога. Обычно полис содержит данные о праве собственности на имущество, о наличии закладной на имущество, задолженности бюджету по налоговым платежам, о других обязательствах, а также о том, кто и как будет реализовывать право залога в случае неплатежей.
Полис рискового страхования - документ, подтверждающий страхование объекта залога от убытков, которые могут наступить в результате стихийных бедствий.
Сумма страхового покрытия должна быть не ниже обеспеченного договором залога денежного обязательства.
5.6. Правительство Москвы как залогодатель может само выступать в роли заемщика, назначая, в том числе по рекомендации Межведомственной комиссии, кредитополучателем организацию (предприятие), осуществляющую кредитуемый проект. В этом случае Правительство Москвы выступает гарантом выполнения договора во всей полноте и в срок.
В случае если заемщиком является Правительство Москвы, то кредитные договоры готовятся и подписываются соответствующей организацией - заказчиком проекта по согласованию с Департаментом внешних связей и Департаментом экономической политики.
Если заемщиком является организация (предприятие), осуществляющая кредитуемый проект, то процедура заключения кредитного договора выполняется данной организацией по согласованию с курирующим кредитную сделку органом (Департаментом внешних связей или Департаментом экономической политики).
В случаях, когда при залоговом кредитовании предполагается выдача поручительства Правительства Москвы, переговоры с кредитором ведет непосредственно заемщик с участием Департамента внешних связей (при валютных кредитах) и Департамента экономической политики совместно с Департаментом финансов (при рублевых кредитах), с которыми согласовывается кредитный договор.
Во всех указанных выше случаях нотариально заверенная копия кредитного договора после его подписания находится на хранении в курирующем сделку органе.
5.7. Оформление и подписание договора о залоге осуществляется залогодателем и кредитором.
Залогодателем от имени Правительства Москвы при использовании в качестве предмета залога имущества, находящегося в государственной собственности Москвы, выступает соответствующий орган управления данным имуществом - Москомимущество, Фонд имущества г.Москвы, Департамент муниципального жилья или Москомзем.
В случаях, когда залогодателем (залог имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения) является предприятие либо специализированная муниципальная компания, оформление и заключение договора о залоге согласовывается с курирующим кредитную сделку органом и соответствующим органом управления имуществом.
5.8. После подписания договора о залоге его нотариально заверенные копии хранятся в курирующем сделку органе и в соответствующем органе государственной регистрации договоров о залоге.
5.9. Подписанный договор о залоге с прилагаемым к нему кредитным договором подлежит заверению у нотариуса для государственной регистрации за счет кредитополучателя.
6.1 Порядок регистрации сделок по залогу имущества и имущественных прав совершается в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 20.09.94 г. N 788 "О введении на территории Москвы единой системы государственной регистрации залога и единого реестра договоров залога", постановлением Правительства Москвы от 27.04.93 N 415 "О государственной регистрации залога жилых помещений, принадлежащих гражданам или юридическим лицам на праве собственности", а также распоряжения Мэра от 16.06.95 г. N 288-РМ "О регистрации операций с собственностью физических и юридических лиц в г.Москве".
Настоящий порядок в части, касающейся объектов недвижимости, действует на территории Москвы до введения в действие соответствующего закона о регистрации прав на недвижимость и имущество и сделок с ними.
- Московском городском бюро технической инвентаризации;
- Управлении государственной автомобильной инспекции по г.Москве;
- Московской регистрационной палате;
- Комитете по культуре;
- Московском лесопарковом территориальном производственном объединении "Мослесопарк";
- Государственной инспекции по маломерным судам при Москомприроде;
- Московской железной дороге Министерства путей сообщения Российской Федерации;
- Государственной речной судоходной инспекции Московского бассейна Минтранса Российской Федерации;
- Центральном региональном геологическом центре Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр.
6.3. Основанием для регистрации сделок залога являются документально подтвержденные права заявителя на предмет залога, в том числе свидетельства о праве собственности на жилые и нежилые здания, сооружения и другое имущество; а также договоры аренды на жилые и нежилые здания и сооружения, земельные участки. При этом включение в указанные документы записи возможности залога не требуется.
6.4. Для регистрации договоров залога представляются в соответствующий вышеуказанный регистрирующий орган следующие документы:
- заявление о регистрации залога в двух экземплярах;
- договор о залоге и две нотариально заверенные его копии;
- все документы, упомянутые в договоре залога и две нотариально заверенные копии с них;
- квитанции об уплате государственной пошлины;
- справка о геокодах (координатах характерных точек объектов);
- письменное согласие соответствующего органа управления имуществом г.Москвы при залоге имущества, находящегося в государственной собственности Москвы, или имущественных прав на него;
- письменное решение о залоге (согласие на залог) собственника имущества предприятия или уполномоченного учредительными документами соответствующего органа, в том случае, если регистрируется залог предприятия;
- оценка стоимости предмета залога;
- опись представляемых документов в трех экземплярах.
Представленный на регистрацию договор о залоге должен быть предварительно, в установленных законом случаях, нотариально удостоверен и содержать сведения, необходимые для оформления Свидетельства о регистрации залога, договор о залоге может быть удостоверен у любого нотариуса.
6.5. Регистрация залога предусматривает включение в Единый залоговый реестр сведений о документах, удостоверяющих договор о залоге объекта, и присвоение Московской регистрационной палатой Свидетельству о регистрации залога и договору о залоге номера (кода) Единого залогового реестра.
Свидетельство о регистрации залога выдается регистрирующим органом.
6.6. В регистрации залога может быть отказано в следующих случаях:
- когда соответствующими законодательными или нормативными актами залог прямо запрещен или объект (вещь, имущественные права и прочее) не может выступать в качестве предмета залога:
- если любые существенные сведения, содержащиеся в договоре либо в заявлении, не соответствуют представленным на регистрацию документам;
- при невозможности оформления Свидетельства о регистрации залога из-за отсутствия в договоре о залоге сведений, необходимых для включения в Свидетельство о регистрации залога;
- при несоответствии представленных документов требованиям законодательства либо требованиям, установленным законом для регистрации залога в Москве;
- при отсутствии хотя бы одного из документов, представление которых обязательно для регистрации залога.
В последнем случае рассмотрение документов приостанавливается на срок не более 15 дней, о чем делается соответствующая запись. Если в течение указанного срока недостатки не будут устранены, регистрирующий орган обязан выдать официальный отказ в регистрации.
В вышеперечисленных случаях регистрирующий орган обязан дать письменный мотивированный отказ в течение 2 дней со дня истечения срока, установленного для регистрации залога. В иных случаях, не предусмотренных в настоящем пункте, отказ в регистрации договора залога не допускается.
6.7. Заинтересованное лицо вправе обжаловать отказ в регистрации залога, незаконное совершение регистрации, отказ в выдаче Свидетельства о регистрации залога или предоставлении выписки из реестра и другие действия (бездействия) в суде, в порядке, установленном законодательством.
6.8. После получения Свидетельства о регистрации залога Залогодатель ведет Книгу записи залогов, несет ответственность за своевременность и правильность внесения сведений в нее, а также возмещает потерпевшим убытки, причиненные несвоевременностью внесения записей в Книгу записи залогов, их неполнотой или неточностью, уклонением от обязанности своевременно предоставить Книгу записи залогов для ознакомления в соответствии с законодательством.
Сведения о залоге самостоятельно заносятся Залогодателем в Книгу записи залогов. Книга записи залогов должна быть прошита, пронумерована постранично и храниться в бухгалтерии предприятия, организации.
6.9. При прекращении права залога по основаниям, предусмотренным законодательством, или признании договора залога недействительным по решению суда, Свидетельство о регистрации залога погашается держателем Единого залогового реестра, о чем делается соответствующая запись в Едином залоговом реестре.
7.1. Решение о выдаче поручительства Правительства Москвы, оформляемое постановлением Правительства Москвы или распоряжением Мэра, принимается, как правило, на основании предложения Межведомственной комиссии с учетом итогов проведенной работы, которая включает экспертизу ТЭО кредитуемого проекта, оценку соответствующего объекта залога и согласование условий кредитного соглашения и договора о залоге.
7.2. Договор поручительства составляется в форме, соответствующей требованиям кредитора и российского законодательства. Он готовится с участием Департамента внешних связей или Департамента экономической политики и подписывается поручителем и кредитором. Под договором подписывается также заемщик, подтверждающий своей подписью, что он ознакомлен с содержанием договора.
В Договоре поручительства должны быть указаны сумма обеспеченного поручительством обязательства, кредитный договор, обязательства по которому обеспечиваются поручительством, договор о залоге, обеспечивающий обязательства заемщика по кредитному договору, условия реализации обязательств поручителя и прекращения поручительства, срок действия поручительства. Договор поручительства должен включать положение, предусматривающее переход прав кредитора и залогодержателя к Правительству Москвы-поручителю в случае исполнения последним обязательства, обеспеченного поручительством. К договору прилагаются кредитный договор и договор о залоге.
Поручительство предусматривает ответственность перед кредитором в объеме обязательств заемщика по кредитному договору (основной долг, проценты по кредиту, а также возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств должником), если иное не предусмотрено договором поручительства.
Принадлежащее кредитору по договору поручительства право требования к Правительству Москвы как поручителю не может быть передано другому лицу, если в договоре не предусмотрено иное.
Договор поручительства вступает в силу со дня его подписания, если в договоре не предусмотрено иное.
7.4. Департамент внешних связей или Департамент экономической политики производят оформление и ведут учет договоров поручительства Правительства Москвы, осуществляют контроль за погашением кредита и выполнением заемщиком других обязательств по кредитному соглашению, готовят в случае невыполнения заемщиком обязательств по кредиту предложения по удовлетворению требований кредитора по обеспеченным поручительством обязательствам, участвуют в процедуре реализации предмета залога при переходе к Правительству Москвы прав залогодержателя, если кредитор по независящим от него причинам не смог реализовать свое право залогодержателя.
7.5. Получатель кредита информирует на регулярной основе соответственно Департамент внешних связей или Департамент экономической политики о каждом платеже в погашение кредита и процентов по нему и направляет соответствующую банковскую выписку. Заемщик, исполнивший свои обязательства по кредитному договору, обеспеченные поручительством, обязан немедленно известить об этом Правительство Москвы.
Департамент внешних связей или Департамент экономической политики соответственно ведут учет выполнения заемщиком обязательств по погашению кредита и выплате процентов по нему.
7.6. Обязательство, обеспеченное поручительством Правительства Москвы, ограничивается уплатой суммы, на которую выдано поручительство.
Требование кредитора об уплате денежной суммы по обеспеченному поручительством обязательству должно быть представлено Правительству Москвы в письменной форме с приложением указанных в договоре поручительства документов. В требовании должно быть указано, в чем состоит невыполнение или неполное выполнение заемщиком своего обязательства по кредитному договору, в обеспечение которого выдано поручительство, объем невыполненного обязательства.
По получении требования кредитора Департамент внешних связей или Департамент экономической политики соответственно немедленно уведомляет об этом заемщика с передачей ему копий документов, относящихся к требованию, и совместно с ним устанавливает соответствие этого требования условиям кредитного договора и договора о залоге. Правительство Москвы вправе выдвигать против требования кредитора возражения, которые мог бы представить должник, если иное не вытекает из договора поручительства. Кредитору может быть отказано в удовлетворении его требования, если оно не соответствует условиям договора поручительства либо представлено по окончании определенного в договоре срока.
Удовлетворение требований кредитора Правительством Москвы-поручителем наступает в случае невыполнения и ненадлежащего выполнения заемщиком своих обязательств по кредитному договору и договору о залоге и практически осуществляется при условии выполнения кредитором обязательств по кредитному договору и реализации им своих прав как залогодержателя в следующих случаях:
- когда полученная при реализации предмета залога сумма оказалась недостаточной для удовлетворения требования кредитора по кредитному договору;
- когда кредитор-залогодержатель для удовлетворения своих требований не смог по независящим от него причинам реализовать свое право обратить взыскание на заложенное имущество.
7.7. При удовлетворении требования кредитора по поручительству Департамент внешних связей или Департамент экономической политики совместно с Москомимуществом, Москомземом или Фондом имущества Москвы по принадлежности готовят предложения по выплате кредитору денежной суммы в соответствии с обеспеченным поручительством обязательством.
По исполнении Правительством Москвы обязательства кредитор обязан вручить ему документы, удостоверяющие требование к должнику, и передать права, обеспечивающие это требование. При этом к Правительству Москвы-поручителю вместе с правами кредитора переходят и права, принадлежащие кредитору как залогодержателю, в том объеме, в котором Правительство Москвы удовлетворило требование кредитора.
7.8. Для возмещения расходов, понесенных при удовлетворении требований кредитора, Правительство Москвы взыскивает с должника требуемые средства в соответствии с правами, перешедшими к нему от кредитора, в том числе, правами, вытекающими из договора о залоге. Кроме того, Правительство Москвы как поручитель вправе требовать от должника уплаты процентов по сумме, выплаченной кредитору, и возмещения иных убытков, понесенных в связи с ответственностью за должника.
При использовании Правительством Москвы перешедших к нему прав залогодателя для возмещения выплаченных кредитору сумм Правительство Москвы в зависимости от решения Межведомственной комиссии обращает взыскание на заложенное имущество либо разрабатывает с должником план погашения долга Правительству Москвы, если это не повлечет утрату Правительством Москвы-залогодержателем права обращения взыскания на заложенное имущество.
7.9. Поручительство Правительства Москвы прекращается:
- с прекращением обеспеченного им обязательства, а также в случае изменения этого обязательства, влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для Правительства Москвы, без согласия последнего;
- с переводом на другое лицо долга по обеспеченному поручительством обязательству, если Правительство Москвы не дало кредитору согласия отвечать за нового должника;
- если кредитор отказался принять надлежащее исполнение, предложенное должником или Правительством Москвы-поручителем;
- по истечении указанного в договоре поручительства срока, на которое оно дано.
Департамент внешних связей или Департамент экономической политики соответственно без промедления уведомляет заемщика о прекращении поручительства.
Финансирование проведения экспертизы проектов осуществляется за счет средств, выделяемых в бюджете г.Москвы на содержание органов управления г.Москвы, а также привлекаемых из внебюджетных источников.
Департамент экономической политики подготавливает с участием Департамента перспективного развития, Департамента финансов и Департамента внешних связей обоснованные расчеты затрат на проведение экспертизы и включает их в проект бюджета на предстоящий год.
Хозяйствующие субъекты (предприятия и организации), выступившие с предложениями о реализации проекта на условиях залогового кредитования, перечисляют (в случае принятия заявки с их проектом к исполнению Межведомственной комиссией) сумму в рублях, равную 0,05 процента от стоимости проекта, для оплаты услуг экспертов:
- при реализации проекта за счет привлечения СКВ - на рублевый счет финансово-хозяйственного управления мэрии N 609042 в Коммерческом народном банке МФО 191016 (для Департамента внешних связей);
- при реализации проекта за счет привлечения средств в рублях - на рублевый счет (будет уточнен дополнительно).
Разработка бизнес-планов и проведение оценки объектов залога при реализации проекта за счет привлечения СКВ может финансироваться за счет соответствующей статьи валютного фонда Правительства Москвы, либо средств кредитополучателя.
Оплата оценки объектов залога, рискового и титульного страхования может производиться как за счет средств, изыскиваемых территориально-отраслевыми органами управления - заявителями или заказчиками проектов, так и за счет организаций (предприятий) - получателей кредита.
/в валюте/ - на валютный счет Правительства Москвы N 001070723 в Мосбизнесбанке;
/в рублях/ - на рублевый счет финансово-хозяйственного управления мэрии N 609042 в Коммерческом народном банке МФО 191016 (для Департамента внешних связей);
/в рублях/ - на рублевый счет Правительства Москвы (будет указан дополнительно).
Регистрирующим органам и держателю Единого залогового реестра предоставляется право взимания платы за внесение изменений в документы о залоговых обязательствах, выдачу справок, составление приложений к документам, внесение записей о прекращении залога, но не выше 0,01 % от суммы оценки предмета залога. Порядок взимания платы и фиксированные размеры такой платы устанавливаются распоряжением Мэра Москвы.
В обращении взыскания может быть отказано, если допущенное должником нарушение обеспеченного залогом обязательства крайне незначительно и размер требований залогодержателя вследствие этого явно несоразмерен стоимости предмета залога.
По просьбе залогодателя суд вправе в решении об обращении взыскания на предмет залога отсрочить его продажу с публичных торгов на срок до одного года. Отсрочка не затрагивает прав и обязанностей сторон по обязательству, обеспеченному залогом и не освобождает должника от возмещения возросших за время отсрочки убытков кредитора и неустойки.
- из стоимости заложенного имущества и имущественных прав, включая право долгосрочной аренды земельного участка, только по решению суда за исключением, когда оно может быть осуществлено на основании нотариально заверенного соглашения залогодержателя с залогодателем, заключенного после возникновения оснований для обращения взыскания на предмет залога;
- из стоимости заложенного движимого имущества по решению суда, если иное не предусмотрено соглашением залогодателя с залогодержателем.
10.3. Обращение взыскания на предмет залога/ипотеки производится путем продажи заложенного имущества и/или имущественных прав, в том числе права долгосрочной аренды земельного участка, с публичных торгов, которые проводятся специализированными организациями.
- судебным исполнителем, если взыскание на предмет залога/ипотеки производится по решению суда, арбитражного суда;
- в соответствии с соглашением залогодержателя с залогодателем;
- залогодержателем при отсутствии в соглашении с залогодателем условия о выборе соответствующей специализированной организации.
Причем, если предмет залога является государственной собственностью Москвы или по нему было выдано поручительство Правительства Москвы, то выбор соответствующей компании осуществляется с учетом рекомендации Межведомственной комиссии, согласованной с соответствующим органом управления имуществом, зарегистрировавшим залог, за исключением случаев, когда право выбора принадлежит залогодержателю.
Покупатель предмета залога обязан в течение пяти банковских дней после окончания торгов внести всю сумму, за которую им куплено это имущество за вычетом ранее внесенного задатка. При невыполнении этого требования задаток ему не возвращается.
Задаток, внесенный другими участниками торгов, возвращается им немедленно после окончания торгов.
- сумму, покрывающую ее документально подтвержденные расходы на подготовку к реализации предмета ипотеки/залога на публичных торгах, а также доходы до налогообложения, но не более 5 % от стартовой цены реализуемого предмета залога/ипотеки;
- сумму дополнительного вознаграждения в размере 3 % от превышения начальной и конечной цены продажи предмета ипотеки/залога.
Оставшаяся часть выручки направляется в течение 3 банковских дней специализированной организацией на соответствующие банковские счета:
- залогодержателю - на погашение обеспеченного ипотекой/залогом обязательства залогодателя;
- залогодателю (после погашения обязательств перед всеми залогодержателями).
В случае объявления повторных торгов несостоявшимися по ранее названным основаниям залогодержатель вправе оставить предмет залога за собой с оценкой его в сумме не более чем на десять процентов ниже начальной продажной цены на повторных торгах.
Если залогодержатель не воспользуется своим правом на приобретение предмета залога в течение месяца со дня объявления повторных торгов несостоявшимися, договор о залоге прекращается.
Рекомендации по оформлению документов, входящих в заявку на реализацию городских проектов на условиях залогового кредитования
1. Письмо-ходатайство в Межведомственную комиссию Правительства Москвы по залоговому кредитованию.
В письме, подписанном руководителем органа управления-заявителя (департамента, комитета Правительства Москвы или префектуры административного округа), излагается просьба о включении представляемого городского проекта в программу залогового кредитования с использованием в качестве объекта залога государственной собственности г.Москвы или поручительства Правительства Москвы, указывается заказчик проекта (непосредственный получатель кредита), его адрес, телефоны, факс, ф.и.о. и должность лиц, уполномоченных решать вопросы, связанные с заявкой.
К письму прилагается краткое обоснование заявки на залоговое кредитование проекта, которое включает следующую информацию:
- общая балансовая и рыночная (оценочная) стоимость имущества и имущественных прав, находящихся в собственности и ведении заемщика, прав долгосрочной аренды земельных участков;
- предложения по формированию предмета залога для обеспечения кредита;
- размер прибыли, получаемой от эксплуатации имущества.
2. Бизнес-план и ТЭО проекта.
Бизнес-план и ТЭО включают в себя следующие основные данные по проекту:
- цель проекта и его краткое описание;
- технико-экономическое обоснование, включающее расчеты экономической эффективности, указание источников финансирования;
- результаты маркетинговых исследований;
- техническое и организационное исполнение проекта, сроки его исполнения;
- инвестиционную программу, включающую финансовое обеспечение проекта, в том числе за счет привлечения кредитных средств с указанием характера залогового обеспечения кредита и источников его погашения.
К бизнес-плану прилагаются копии документов, необходимых для реализации проекта:
- договора аренды производственных, складских, торговых помещений;
- договоры на поставку сырья, оборудования, комплектующих;
- договора на сбыт продукции;
- договора аренды или купли-продажи;
- сертификаты на выпускаемую продукцию (при необходимости);
- лицензии на вид хозяйственной деятельности (в случае, если данная деятельность лицензируется);
- заключения специализированных организаций о потребности в выпуске или создании данной продукции и соответствии ее принятым стандартам;
- проекты договоров на строительство здания, закупку оборудования;
- проекты контрактов на аренду помещений и др.
3. Копии учредительных документов заемщика.
Нотариально заверенные копии учредительных документов представляются в том случае, если юридическое лицо уже существует к моменту подачи письма-ходатайства.
4. Инвестиционный паспорт предприятия.
Представляется только по инвестиционным проектам, осуществление которых предполагается на условиях залогового финансирования, и когда кредитополучателем является уже существующее к моменту подачи заявки предприятие, имеющее юридическое лицо. Оформление паспорта производится согласно форме, представленной в приложении N 3 к настоящему постановлению.
5. Копии балансов заемщика.
Копии балансов кредитополучателя представляются в том случае, когда предприятие или организация-кредитополучатель уже существует как юридическое лицо к моменту подачи письма-ходатайства. Оформляются формы N 1 и N 2 по ОКУД за последние 2 года финансово-хозяйственной деятельности, которые официально заверяются подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия, а также печатью предприятия.
Прилагается в тех случаях, когда предприятие-кредитополучатель ведет хозяйственную деятельность к моменту подачи письма-ходатайства. Аудиторская проверка проводится за последний финансовый год и последний отчетный период текущего года и осуществляется фирмами из числа тех, которые имеют лицензии установленного образца на осуществление аудиторской деятельности на территории России.
Юридическая справка представляется в виде описания перечня имущественных объектов, находящихся в собственности, хозяйственном ведении (владении, пользовании, распоряжении) и оперативном управлении предприятия с указанием их основных характеристик, балансовой и рыночной (оценочной) стоимости. К справке прилагаются копии документов, выданных Москомимуществом, Москомземом, Фондом имущества г.Москвы, Департаментом муниципального жилья или Госкомимуществом РФ и подтверждающих права предприятия на недвижимое (здания, строения) и движимое имущество (акции и другие ценные бумаги и активы), права на аренду земельных участков и т.д.
Принципы формирования залогового фонда Правительства Москвы
Концепция создания залогового фонда Правительства Москвы в целях привлечения кредитов, в том числе иностранных, построена на принципе максимальной приближенности к общепринятым стандартам залогового/ипотечного кредитования.
Залоговый фонд Правительства Москвы создается для залогового обеспечения кредитных сделок для финансирования и для организации финансирования городских проектов, включенных в городскую программу залогового кредитования, и представляет из себя обновляемый и дополняемый по мере необходимости перечень имущественных объектов, используемых в качестве предмета залога. Он формируется из имущественных объектов, находящихся в государственной собственности Москвы. По каждому проекту готовится и оформляется отдельный предмет залога. Его стоимость определяется необходимой для залогового обеспечения кредита суммой.
Имущественные объекты включаются в залоговый фонд Правительства Москвы распоряжением Мэра или постановлением Правительства по представлению Межведомственной комиссии Правительства Москвы по залоговому кредитованию (далее - Межведомственная комиссия) на основании предложений Москомимущества, Москомземома, Фонда имущества г.Москвы и Департамента муниципального жилья.
Объектами залога, включаемыми в залоговый фонд Правительства Москвы, могут быть:
- недвижимость (здания; сооружения; жилые дома, незаселенные жильцами с единственным постоянным местом жительства в них; предприятия);
- имущественные права на недвижимость, в том числе предусмотренные законодательством права по аренде земельных участков;
- движимое имущество, в том числе акции , облигации и другие ценные бумаги, денежные средства и другие активы.
При ипотеке предприятия или иного имущественного комплекса в целом право залога распространяется на все входящее в его состав имущество, движимое и недвижимое, включая права требования и исключительные права, в том числе приобретенные в период ипотеки, если иное не предусмотрено договором.
Ипотека здания или сооружения допускается только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором находится это здание или сооружение, либо части этого участка, функционально обеспечивающей закладываемый объект, причем залогу подлежит лишь право аренды земли.
При отборе объектов залога должны учитываться, в первую очередь, следующие характеристики, обеспечивающие их привлекательность для кредиторов:
- определенность юридического статуса объекта (наличие документов, подтверждающих права собственности на объект, государственная регистрация объекта в качестве государственной собственности г.Москвы и неотягощенность объекта какими-либо обязательствами и ограничениями в случае реализации залога);
- устойчивость рыночной стоимости объекта;
- коммерческая рентабельность и экономическая эффективность (стабильность и достаточность получаемых от объекта доходов, необходимых для обслуживания долга) объекта.
Межведомственная комиссия и курирующие сделки залогового кредитования органы (Департамент внешних связей или Департамент экономической политики соответственно), организуя работу по формированию перечня объектов залогового фонда Правительства Москвы, исходят из принципа, что заложенные имущество, имущественные права или права аренды земельных участков должны обеспечить возвратность кредита и уплату процентов по нему.
С учетом этого для обеспечения привлечения кредитных ресурсов в состав залогового фонда Правительства Москвы включаются, прежде всего, объекты недвижимости, находящиеся в коммерческом использовании (приносящие прибыль) и в отношении которых подписаны договора аренды или договора иного использования, причем сроки действия указанных договоров должны перекрывать сроки предоставления кредита. В состав залогового фонда может быть включено и иное недвижимое имущество, имеющее коммерческую ценность, но при этом должны быть четко определены источники регулярных выплат процентов и погашения основной суммы долга.
Для залогового обеспечения кредитов, направляемых на финансирование городских проектов, могут применяться следующие варианты использования в качестве залога имущества, являющегося государственной собственностью г.Москвы:
- Вариант А:
Объект залога - имущество, находящееся в хозяйственном ведении организации (предприятия), осуществляющей кредитуемый проект.
Залогодатель - Правительство Москвы в лице соответствующего органа управления имуществом (Москомимущества, Москомзема, Фонда имущества г.Москвы или Департамент муниципального жилья).
Получатель кредита - организация (предприятие), осуществляющая проект.
- Вариант Б:
Объект залога - имущество, находящееся в хозяйственном ведении организации (предприятия), осуществляющей кредитуемый проект (залог данного имущества с согласия Правительства Москвы), а также принадлежащие ей имущественные права, включая права аренды земельного участка.
Залогодатель - организация (предприятие), осуществляющая проект.
Получатель кредита - организация (предприятие), осуществляющая проект.
- Вариант В:
Объект залога - имущество и имущественные права, непринадлежащие организации, осуществляющей кредитуемый проект.
Залогодатель - Правительство Москвы в лице соответствующего органа управления имуществом.
Получатель кредита - организация (предприятие), осуществляющая проект.
- Вариант Г:
Объект залога - имущество, переданное в хозяйственное ведение специализированной компании, создаваемой как самостоятельное юридическое лицо с целью залогового обеспечения кредитных сделок (далее - Специализированная компания).
Залогодатель - специализированная компания.
Получатель кредита - организация (предприятие), реализующая проект.
Последний вариант позволяет многократно использовать переданное специализированной компании имущество в качестве объекта залога при заключении сделок залогового кредитования, а также использовать это имущество для залогового обеспечения выпуска муниципальных залоговых облигаций с целью финансирования городских проектов. При этом специализированная компания берет на себя функции по контролю за использованием кредитных и заемных средств и погашением долга.
Выбор варианта залогового обеспечения кредитной сделки осуществляется Межведомственной комиссией.
По инвестиционным проектам отбор объектов залога, включаемых в залоговый фонд, осуществляется, как правило, из имущества, находящегося в хозяйственном ведении организации (предприятия) и принадлежащих ей имущественных прав, в соответствии с вариантами "А" или "Б" залогового обеспечения.
По коммерческим и иным проектам, когда заказчик проекта (кредитополучатель) не располагает имуществом и имущественными правами, необходимыми для залогового обеспечения кредита и его обслуживания, отбор имущественных объектов для формирования предмета залога осуществляется по поручению Межведомственной комиссии Москомимуществом, Москомземом, Департаментом муниципального жилья и Фондом имущества г.Москвы с реализацией вариантов "В" или "Г".
Объекты залога, являющиеся государственной собственностью Москвы, как правило, не передаются залогодержателю (кредитору), в частности не подлежит передаче залогодержателю недвижимое имущество.
Объект, включенный в залоговый фонд Правительства Москвы, бронируется на период действия договора о его залоге, что влечет запрет операций с правами на них (продажу или передачу объекта залога в хозяйственное ведение другой организации или предприятию). При необходимости, Москомимуществом и Фондом имущества г.Москвы вносятся соответствующие изменения в планы приватизации указанных объектов.
С прекращением залога объект, использовавшийся в качестве предмета залога, исключается из залогового фонда Правительства Москвы. Имущественные объекты, переданные специализированной компании для целей залогового обеспечения, после прекращения залога могут оставаться в залоговом фонде Правительства Москвы для повторного использования в качестве предмета залога при заключении новых кредитных сделок.
Положение о Межведомственной комиссии Правительства Москвы по залоговому кредитованию
1. Межведомственная комиссия по залоговому кредитованию (далее - Межведомственная комиссия ) создана постановлением Правительства Москвы от _________ 1995 г. N ____ " О принципах использования залогового кредитования для финансирования проектов в г.Москве" и является коллегиальным органом, состоящим из представителей администрации города. Назначение в состав Комиссии производится на основании распоряжения Мэра или премьера Правительства Москвы.
2. Основными задачами Межведомственной комиссии являются:
- разработка политики использования залогового кредитования в интересах социально-экономического развития Москвы;
- внедрение и отработка механизма залогового кредитования;
- подготовка предложений и проектов нормативных правовых актов по вопросам залогового кредитования в г.Москве;
- содействие развитию инфраструктуры залогового кредитования, в том числе вторичного рынка ипотеки, на территории Москвы;
- создание системы получения и использования кредитов под залог государственной собственности Москвы, включающей формирование городской программы залогового кредитования и залогового фонда Правительства Москвы;
- организационное обеспечение финансирования инвестиционных и иных проектов, отобранных для реализации на условиях залогового кредитования с использованием залогового фонда Правительства Москвы;
- содействие самостоятельным хозяйствующим субъектам, действующим на территории Москвы, в использовании механизма залогового кредитования при получении кредитов под залог своего имущества.
Залогом обеспечивается возврат основного долга и процентов по кредиту, возмещение убытков, причиненных просрочкой исполнения Заемщиком обязательств по Кредитному договору.
Залогодатель имеет право отказать в обращении взыскания, если допущенное Заемщиком нарушение обеспеченного залогом обязательства крайне незначительно и размер требования Залогодержателя вследствие этого явно несоразмерен стоимости Предмета залога.
- порядок лицензирования риэлтерской деятельности (совершение операций с нежилыми помещениями, земельными участками ) на территории Москвы;
- примерный перечень видов риэлтерской деятельности (совершение операций с нежилыми помещениями, земельными участками),подлежащих лицензированию в Москве (приложение N 9 к настоящему постановлению);
- размеры и порядок взимания лицензионных сборов за осуществление указанного вида деятельности.
1.4. В качестве лицензиатов (обладателей лицензий) выступают юридические лица, в том числе иностранные, осуществляющие или имеющие намерение осуществлять указанный вид деятельности при соблюдении условий лицензирования, правил и норм действующего законодательства.
- заявку по установленной форме, поданную не позднее 1 месяца с момента получения заключения (приложение N 12 к настоящему постановлению):
Комитета по управлению имуществом г.Москвы - в части операций с нежилыми помещениями,
Фонда имущества г. Москвы - в части проведения аукционов и конкурсов по нежилым помещениям,
Московского земельного комитета - в части операций с земельными участками;
- копию свидетельства Московской регистрационной палаты о регистрации юридического лица с предъявлением оригинала;
- копии учредительных документов с предъявлением оригинала (где указан вид риэлтерской деятельности);
- справку из налоговой инспекции о постановке на учет;
- свидетельство об окончании специальных курсов;
- гарантию банка или страховой компании о возмещении возможного ущерба, нанесенного фирмой клиенту;
- копию разрешения Центрального Банка РФ о праве реализации товаров и услуг за иностранную валюту (для соискателей, осуществляющих расчеты с клиентами за СКВ);
- копия платежного поручения об оплате лицензионного сбора;
- иные документы (в случае необходимости), если они предусмотрены Временными условиями лицензирования отдельных видов риэлтерской деятельности.
- в представленных соискателем документах содержатся недостоверные сведения;
- соискатель не соответствует квалификационным требованиям и условиям осуществления данного вида деятельности;
- не истек установленный срок после лишения заявителя предыдущей лицензии;
- при получении лицензии не сданы в лицензионный орган в полном объеме ранее выданные документы (лицензия, лицензионные карточки).
Мотивированное решение об отказе направляется заявителю в письменной форме в десятидневный срок после принятия решения и может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Контроль за соблюдением требований, предъявляемых к лицензиату, осуществляется соответственно Департаментом муниципального жилья и Московской лицензионной палатой.
- установления факта недостоверности представленных материалов и документов, относящихся к ответственному исполнителю;
- вступления в законную силу соответствующего приговора или решения суда.
Типовые формы решений об аннулировании лицензии на осуществление риэлтерской деятельности и лицензионной карточки ответственного исполнителя на осуществление риэлтерской деятельности приводятся в приложениях NN 13 и 14 к настоящему постановлению.
Перечень видов риэлтерской деятельности (совершение операций с нежилыми помещениями, земельными участками), подлежащих лицензированию на территории Москвы
Лицензионная карточка ответственного исполнителя работ к лицензии N___________ на осуществление риэлтерской деятельности (совершение операций с нежилыми помещениями и земельными участками) в___________________________
Решение об аннулировании лицензионной карточки ответственного исполнителя на осуществление риэлтерской деятельности (осуществление операций с нежилыми помещениями и земельными участками) N__________
6. При подаче письменного заявления на сертификацию, кандидат дает письменное обещание неуклонно руководствоваться установленными ОСОМ правилами и указывает, что он понимает за какие нарушения или проступки может быть лишен права на оценочную деятельность.
Когда планируется снос углового дома Чехова61... 29.10.2017 - Комментарий Ян Мы в таком доме взяли, довольны на все 100%, по соотношению цена/качество лучше предложения не нашли. Конечно ... 30.01.2017 - Терлецкий парк (Московские окна) адвокат Андрей Валерьевич Ребриков Информация для дольщиков ЖК "Терлецкий парк". 15 февраля 2017 года состоится очередное заседение по рассмотрен...
Проблемные застройщики. Информация. Комментарии. Общение соинвесторов. Судебные дела
Согласование перепланировок жилых и нежилых помещений
Согласование перепланировок от заказа технического заключения и проекта до получения разрешения. Узаконение ранее сделанной перепланировки. Сложные случаи. Подробнее >>>>