Реестр адвокатов г. Москвы
Адвокатские образования г.Москвы
Реестр адвокатов Московской области
Адвокатские образования Московской области
Кодекс адвокатской этики Законодательство об адвокатах и адвокатуре
Судебная практика об адвокатах
Информация об адвокатских палатах субъектов РФ Задать вопрос адвокату
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
с изменениями от 29 мая, 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 июля, 2, 28 декабря 2004 г., 4 ноября 2005 г., 2 февраля, 27 июля 2006 г., 19 июля 2007 г., 30 апреля 2008 г.)
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изменениями от 29 мая, 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 июля, 2, 28 декабря 2004 г., 4 ноября 2005 г., 2 февраля, 27 июля 2006 г., 19 июля 2007 г., 30 апреля 2008 г.)
Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года
Настоящий Федеральный закон устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет правового регулирования Настоящий Федеральный закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, регулируются законодательством Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения; обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; средства обязательного пенсионного страхования - денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию; бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации - форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации; обязательные платежи - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы) - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете; стоимость страхового года - сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в течение одного финансового года для выплаты этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации.
См. комментарий к статье 3 настоящего Федерального закона
Глава II. Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию
Статья 4. Субъекты обязательного пенсионного страхования Субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.
См. комментарий к статье 4 настоящего Федерального закона
Статья 5. Страховщик Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и настоящего Федерального закона. Положения о территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации. Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда Российской Федерации и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом.
См. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"
Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии см. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ
См. комментарий к статье 5 настоящего Федерального закона
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 г. См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 6. Страхователи
Федеральным законом от 19 июля 2007 г. N 140-ФЗ в пункт 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения См. текст пункта в предыдущей редакции
1. Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: 1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица;
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2006 г. N 492-О положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами в той части, в какой они возлагают на судей в отставке, получающих ежемесячное пожизненное содержание в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", работающих адвокатами, обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 24 мая 2005 г. N 223-О положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой. Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию. В целях настоящего Федерального закона частные детективы и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, приравниваются к индивидуальным предпринимателям.
Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ пункт 2 статьи 6 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 октября 2008 г. См. текст пункта в будущей редакции
2. В целях настоящего Федерального закона к страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона.
См. комментарий к статье 6 настоящего Федерального закона
Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 70-ФЗ в статью 7 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г. См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 7. Застрахованные лица 1. Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства: работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 11 мая 2006 г. N 187-О взаимосвязанные нормативные положения пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации и абзаца второго пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они, распространяя обязательное пенсионное страхование на работающих по трудовому договору военных пенсионеров, не предусматривают надлежащего правового механизма, гарантирующего установление им наряду с получаемой пенсией по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, накопленных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде РФ, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции РФ
самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты); являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Об уплате ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с выплат иностранным гражданам см. письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 20 февраля 2004 г. N 04-04-04/24, письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 19 сентября 2003 г. N 04-04-04/104 и письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 25 сентября 2003 г. N 04-04-04/107, письмо МНС РФ от 1 сентября 2003 г. N 05-1-11/330-АД689
См. письмо ПФР от 10 июля 2002 г. N КА-16-19/6161
2. Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
См. комментарий к статье 7 настоящего Федерального закона
Статья 8. Страховой риск и страховой случай Страховым риском для целей настоящего Федерального закона признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая. Страховым случаем для целей настоящего Федерального закона признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.
См. комментарий к статье 8 настоящего Федерального закона
Статья 9. Обязательное страховое обеспечение 1. Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются: страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости; страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности; страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца; социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. 2. Установление и выплата обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральным законом "О погребении и похоронном деле". 3. Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
См. комментарий к статье 9 настоящего Федерального закона
Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 70-ФЗ в статью 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г. См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 10. Страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации 1. Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете. 2. Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации.
См. Методические рекомендации о порядке начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направленные письмом ПФР от 11 марта 2002 г. N МЗ-09-25/2186
О вопросах предоставления льгот по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование см. письмо ПФР от 13 мая 2002 г. N СД-09-27/4254
См. комментарий к статье 10 настоящего Федерального закона
Федеральным законом от 19 июля 2007 г. N 140-ФЗ статья 11 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 11. Регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей в органах страховщика
1. Регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика: работодателей - организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (лиц, приравненных к ним в целях настоящего Федерального закона) и самостоятельно уплачивающих страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, в пятидневный срок со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, реестре членов саморегулируемых организаций и представляемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; нотариусов, занимающихся частной практикой, по месту их жительства (в случае осуществления ими деятельности не по месту их жительства - по месту осуществления этой деятельности) на основании представляемого в срок не позднее 30 дней со дня получения лицензии на право нотариальной деятельности заявления о регистрации в качестве страхователя и представляемых одновременно с указанным заявлением копий лицензии на право нотариальной деятельности, документов, удостоверяющих личность страхователя, подтверждающих его регистрацию по месту жительства и его постановку на учет в налоговом органе; адвокатов по месту их жительства на основании представляемого в срок не позднее 30 дней со дня выдачи удостоверения адвоката заявления о регистрации в качестве страхователя и представляемых одновременно с указанным заявлением копий удостоверения адвоката, документов, удостоверяющих личность страхователя и подтверждающих его регистрацию по месту жительства; физических лиц, заключивших трудовые договоры с работниками, а также выплачивающих по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, по месту жительства указанных физических лиц на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня заключения соответствующих договоров. 2. Снятие с регистрационного учета страхователей осуществляется по месту регистрации в территориальных органах страховщика: работодателей - организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (лиц, приравненных к ним в целях настоящего Федерального закона) и самостоятельно уплачивающих страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, в пятидневный срок со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, реестре членов саморегулируемых организаций и представляемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; нотариусов, занимающихся частной практикой (в случае сложения полномочий по собственному желанию либо освобождения от полномочий на основании решения суда о лишении права нотариальной деятельности), адвокатов (в случае прекращения статуса адвоката), а также физических лиц, указанных в абзаце пятом пункта 1 настоящей статьи, в четырнадцатидневный срок со дня подачи страхователем заявления о снятии с учета в качестве страхователя. 3. Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей, указанных в абзацах третьем - пятом пункта 1 настоящей статьи, и лиц, приравненных к страхователям в целях настоящего Федерального закона, устанавливается страховщиком.
См. комментарий к статье 11 настоящего Федерального закона
Глава III. Права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования
Статья 12. Полномочия федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации К полномочиям федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации относятся: установление порядка принятия бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и порядка его исполнения; утверждение бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и отчета о его исполнении; определение порядка и условий формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений; определение порядка хранения средств обязательного пенсионного страхования; управление системой обязательного пенсионного страхования; обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в объеме, предусмотренном бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации; определение порядка использования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение трудовой пенсии, в том числе ее накопительной составляющей.
См. комментарий к статье 12 настоящего Федерального закона
Статья 13. Права, обязанности и ответственность страховщика 1. Страховщик имеет право: проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
См. Методические рекомендации по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утвержденные постановлением Правления ПФР от 30 января 2002 г. N 11п
требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от физических лиц, которые самостоятельно уплачивают обязательные платежи, устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании; получать у налоговых органов необходимую для осуществления обязательного пенсионного страхования информацию о страхователях и застрахованных лицах, включая налоговую декларацию, и иные сведения, составляющие налоговую тайну;
См. Порядок взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы, утвержденный распоряжением ПФР и Федеральной налоговой службы от 28 декабря 2006 г. N N 282р, 231@
См. Соглашение по информационному взаимодействию между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации (2 декабря 2003 г.)
осуществлять управление средствами бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и контроль за их расходованием в соответствии с Федеральным законом "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и законодательством Российской Федерации; представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями; осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.
Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ в пункт 2 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г. См. текст пункта в будущей редакции
Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ в пункт 2 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2008 г. См. текст пункта в будущей редакции
Федеральным законом от 19 июля 2007 г. N 140-ФЗ в пункт 2 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения См. текст пункта в предыдущей редакции
2. Страховщик обязан: подготавливать обоснование размера тарифов страховых взносов; назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством Российской Федерации другие виды пенсий, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения, в том числе на льготных условиях в связи с особыми условиями труда; составлять проект бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и обеспечивать исполнение указанного бюджета; регулярно информировать в установленном порядке страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости; обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием; осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию; осуществлять регистрацию и снятие с регистрационного учета страхователей; вести учет страховых взносов физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;
О некоторых вопросах учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование см. информацию ПФР от 11 ноября 2002 г. N 03-25/10321
вести государственный банк данных по всем категориям страхователей, в том числе физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о всех категориях застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования; обеспечивать режим ведения специальной части индивидуального лицевого счета в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом; обеспечивать своевременный учет в соответствующих разделах специальной части индивидуального лицевого счета поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, размера назначенной пенсии и выплат за счет средств пенсионных накоплений; обеспечивать организацию своевременного учета дохода от инвестирования средств обязательного пенсионного страхования в соответствующих специальных частях индивидуальных лицевых счетов; бесплатно консультировать страхователей по вопросам обязательного пенсионного страхования и информировать их о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании; организовывать через свои территориальные органы бесплатные консультации застрахованным лицам по вопросам обязательного пенсионного страхования; развивать международные связи в области обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. 3. За нарушение положений настоящего Федерального закона и иных актов законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании страховщик несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
См. комментарий к статье 13 настоящего Федерального закона
Статья 14. Права, обязанности и ответственность страхователей
Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ в пункт 1 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г. См. текст пункта в будущей редакции
1. Страхователи имеют право: участвовать через своих представителей в управлении обязательным пенсионным страхованием; бесплатно получать у страховщика информацию о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании, а также информацию о размерах обязательного страхового обеспечения, выплаченного застрахованным лицам, за которых страхователь уплачивал страховые взносы; обращаться в суд для защиты своих прав.
Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ в пункт 2 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2008 г. См. текст пункта в будущей редакции
2. Страхователи обязаны: зарегистрироваться в порядке, установленном статьей 11 настоящего Федерального закона; своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения; выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации. 3. Утратил силу с 1 января 2004 г. См. текст пункта 3 статьи 14
См. комментарий к статье 14 настоящего Федерального закона
Статья 15. Права, обязанности и ответственность застрахованных лиц
Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ в пункт 1 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г. См. текст пункта в будущей редакции
1. Застрахованные лица имеют право: через представительные органы работников и работодателей участвовать в совершенствовании системы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации; беспрепятственно получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации; своевременно и полностью получать обязательное страховое обеспечение за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации; защищать свои права, в том числе в судебном порядке. 2. Застрахованные лица обязаны: предъявлять страховщику содержащие достоверные сведения документы, являющиеся основанием для назначения и выплаты обязательного страхового обеспечения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; сообщать страховщику о всех изменениях, влияющих на выплату обязательного страхового обеспечения; соблюдать установленные для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения условия. 3. В случае невыполнения указанных в настоящей статье обязанностей и выплаты в связи с этим излишних сумм из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации застрахованные лица несут ответственность в размере причиненного ими ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации.
См. комментарий к статье 15 настоящего Федерального закона
Глава IV. Финансовая система обязательного пенсионного страхования
Статья 16. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации
Об утверждении бюджета Пенсионного фонда РФ на очередной год см. справку
1. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. 2. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета. При формировании бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации является консолидированным.
Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ в пункт 3 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г. См. текст пункта в будущей редакции
3. В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.
Федеральным законом от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ в пункт 4 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения См. текст пункта в предыдущей редакции
4. Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда Российской Федерации, открываемых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а при отсутствии учреждений Центрального банка Российской Федерации на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного пенсионного страхования не взимается.
См. комментарий к статье 16 настоящего Федерального закона
Статья 17. Формирование бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 1. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет: страховых взносов; средств федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц; иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. 2. Средства федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", включая организацию их доставки, на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву в объеме, предусмотренном федеральным законом, а также средства федерального бюджета, выделяемые в соответствии с пунктом 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, включаются в состав доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Порядок возмещения указанных средств определяется федеральным законом.
Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ статья 17 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3, вступающим в силу с 1 января 2009 г.
См. комментарий к статье 17 настоящего Федерального закона
Об обжаловании статьи 18 настоящего Федерального закона см. Определение Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2003 г. N 509-О
Статья 18. Расходование средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
Федеральным законом от 2 декабря 2004 г. N 155-ФЗ в пункт 1 статьи 18 настоящего Федерального закона внесены изменения См. текст пункта в предыдущей редакции
1. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на: выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии; доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов); иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке. 2. Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в полном объеме. Указанные средства расходуются в следующем порядке: на возмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии; на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год. Порядок использования временных свободных средств Пенсионного фонда Российской Федерации определяется федеральным законом. 3. Ответственность за нецелевое расходование денежных средств Пенсионного фонда Российской Федерации определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
См. комментарий к статье 18 настоящего Федерального закона
Статья 19. Резерв бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации Для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации создается резерв. Размер этого резерва, а также порядок его формирования и расходования определяются федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.
Федеральным законом от 19 декабря 2006 г. N 236-ФЗ установлено, что в 2007 г. в связи с дефицитом бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, резерв бюджета Фонда в указанной части не создается
См. комментарий к статье 19 настоящего Федерального закона
Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 183-ФЗ в статью 20 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г. См. текст статьи в предыдущей редакции
См. справку о коэффициенте индексации расчетного пенсионного капитала
Статья 20. Порядок формирования и индексации расчетного пенсионного капитала Расчетный пенсионный капитал формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета. Учет страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Индексация расчетного пенсионного капитала осуществляется в порядке, установленном для индексации страховой части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
См. комментарий к статье 20 настоящего Федерального закона
Статья 21. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется Счетной палатой Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также наблюдательным советом страховщика, создаваемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
См. комментарий к статье 21 настоящего Федерального закона
Глава V. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
См. Методические рекомендации о порядке начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направленные письмом ПФР от 11 марта 2002 г. N МЗ-09-25/2186
Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 70-ФЗ в статью 22 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г. См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 22. Тариф страхового взноса
Федеральным законом от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ установлен дополнительный тариф страховых взносов в ПФР для работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, сверх ставки единого социального налога (взноса), зачисляемого в Пенсионный фонд РФ
1. Тариф страхового взноса - размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов. 2. Для страхователей, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, применяются следующие тарифы страховых взносов:
В качестве переходных положений Федеральным законом установлены также ставки страховых взносов, действующие в течение 2005 - 2007 годов для страхователей, которые выступают в качестве работодателей для лиц 1967 года рождения и моложе
1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:
┌─────────────────────┬────────────────────────────┬───────────────────────────────────────────────┐ │ База для начисления │Для лиц 1966 года рождения и│ Для лиц 1967 года рождения и моложе │ │страховых взносов на │ старше │ │ │ каждое физическое │ │ │ │ лицо нарастающим │ │ │ │итогом с начала года │ │ │ │ ├────────────────────────────┼────────────────────────┬──────────────────────┤ │ │на финансирование страховой │ на финансирование │ на финансирование │ │ │ части трудовой пенсии │страховой части трудовой│ накопительной части │ │ │ │ пенсии │ трудовой пенсии │ ├─────────────────────┼────────────────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ └─────────────────────┴────────────────────────────┴────────────────────────┴──────────────────────┘ До 280 000 рублей 14,0 процента 8,0 процента 6,0 процента
От 280 001 рубля до 39 200 рублей + 5,5 процента 22 400 рублей+ 3,1 16 800 рублей + 2,4 600 000 рублей с суммы, превышающей 280 000 процента с суммы, процента с суммы, рублей превышающей 280 000 превышающей 280 000 рублей рублей
Свыше 600 000 рублей 56 800 рублей 32 320 рублей 24 480 рублей;
2) для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:
┌─────────────────────┬─────────────────────────────┬──────────────────────────────────────────────┐ │ База для начисления │Для лиц 1966 года рождения и │ Для лиц 1967 года рождения и моложе │ │страховых взносов на │ старше │ │ │ каждое физическое ├─────────────────────────────┼───────────────────────┬──────────────────────┤ │ лицо нарастающим │ на финансирование страховой │ на финансирование │ на финансирование │ │итогом с начала года │ части трудовой пенсии │ страховой части │ накопительной части │ │ │ │ трудовой пенсии │ трудовой пенсии │ ├─────────────────────┼─────────────────────────────┼───────────────────────┼──────────────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ └─────────────────────┴─────────────────────────────┴───────────────────────┴──────────────────────┘ До 280 000 рублей 10,3 процента 4,3 процента 6,0 процента
От 280 001 рубля до 28 840 рублей + 5,5 процента 12 040 рублей + 3,1 16 800 рублей + 2,4 600 000 рублей с суммы, превышающей 280 000 процента с суммы, процента с суммы, рублей превышающей 280 000 превышающей 280 000 рублей рублей
Свыше 600 000 рублей 46 440 рублей 21 960 рублей 24 480 рублей
3. Утратил силу с 1 января 2005 г. См. текст пункта 3 статьи 22
См. комментарий к статье 22 настоящего Федерального закона
Статья 23. Расчетный период 1. Под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период. 2. Если организация была создана после начала календарного года, первым расчетным периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым расчетным периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания. 3. Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним расчетным периодом для нее является период времени от начала этого года до дня ликвидации (реорганизации). Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, расчетным периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации). Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) раньше календарного года, следующего за годом создания, расчетным периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.
См. комментарий к статье 23 настоящего Федерального закона
Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в статью 24 настоящего Федерального закона внесены изменения См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 24. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями
О вопросах предоставления льгот по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование см. письмо ПФР от 13 мая 2002 г. N СД-09-27/4254
О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование см. постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 июля 2007 г. N 47
1. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 настоящего Федерального закона. 2. Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей. Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам. Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации. Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю. По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
См. правовую позицию КС РФ, изложенную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998 г. N 24-П
3. Страхователи обязаны вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Об утверждении форм индивидуальных и сводных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета) и Порядка их заполнения, см. приказ МНС РФ от 27 июля 2004 г. N САЭ-3-05/443@
4. Страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.
О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению см. постановление Правления ПФР от 31 июля 2006 г. N 192п
5. Уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. 6. Страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
О представлении в территориальный орган Пенсионного фонда РФ копии деклараций по ЕСН см. Налоговый кодекс РФ
7. В случае реализации работником права на передачу своих накоплений в негосударственный пенсионный фонд в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона уплата страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии производится в порядке, предусмотренном федеральным законом. 8. Страхователи-организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам. Определение условий для применения тарифов страховых взносов производится в целом по организации, включая обособленные подразделения.
Об уплате страховых взносов организациями, в состав которых входят обособленные подразделения, см. Письмо МНС РФ и ПФР от 11, 14 июня 2002 г. NN МЗ-16-25/5221, БГ-6-05/835
См. комментарий к статье 24 настоящего Федерального закона
Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ статья 25 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2006 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 25. Контроль за исчислением и уплатой страховых взносов
1. Контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
О контроле уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование см.: письмо ФНС от 19 декабря 2005 г. N 26-4-05/12653 письмо ФНС от 3 июня 2005 г. N 05-2-04/51 письмо МНС РФ от 30 апреля 2003 г. N СА-6-05/510@
2. Налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности. 3. Взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона. 4. В случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает: в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей либо если страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
О порядке применения норм статьи 25 настоящего Федерального закона в отношении бюджетных учреждений см. письмо ПФР от 27 июля 2007 г. N АК-08-26/8229
См. комментарий к статье 25 настоящего Федерального закона
Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 25.1, вступающей в силу с 1 января 2006 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
Статья 25.1. Порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации 1. До принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. 2. В требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должны содержаться сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на момент направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, установленном законодательством Российской Федерации, сроке исполнения требования, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылка на положения закона, которые устанавливают обязанность страхователя уплатить страховой взнос. 3. Форма требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов утверждается Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации. 4. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю по месту его учета. Указанное требование может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или индивидуальному предпринимателю (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. В случае, если указанные в абзаце первом настоящего пункта лица уклоняются от получения требования об уплате, оно направляется по почте заказным письмом. Указанное требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. 5. В случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. 6. Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов принимается руководителем (его заместителем) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации после истечения срока исполнения требования об их уплате. 7. Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов доводится до сведения страхователя в срок не позднее пяти дней после вынесения решения. 8. В решении о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов указываются основания взыскания и размер взыскиваемой суммы со ссылкой на соответствующие статьи нормативных правовых актов, документы и иные сведения, которые подтверждают наличие недоимки, пеней и штрафов, а также срок, в течение которого плательщик вправе обжаловать указанное решение в вышестоящий орган страховщика или в арбитражный суд. 9. Форма решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов утверждается Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации. 10. В случае обжалования решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в вышестоящий орган страховщика исполнение указанного решения приостанавливается. В случае обжалования этого решения в арбитражный суд исполнение решения может быть приостановлено в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации. 11. В случае обжалования решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в вышестоящий орган страховщика срок для обжалования указанного решения в арбитражный суд исчисляется со дня, когда индивидуальному предпринимателю, организации стало известно о вынесении решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов вышестоящим органом. 12. В решении о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов указываются порядок обжалования решения в вышестоящий орган страховщика, а также наименование этого органа, его местонахождение, другие необходимые сведения. О времени и месте рассмотрения жалобы соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации обязан известить страхователя за 10 дней. 13. В случае обжалования решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов страхователь обязан одновременно с подачей жалобы направить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, вынесший такое решение, копию этой жалобы. 14. Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве". 15. Принудительное исполнение решения о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов производится в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
См. комментарий к статье 25.1 настоящего Федерального закона
Статья 26. Пени 1. Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. 2. Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. 3. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. 4. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую страхователь не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции страхователя в банке или наложен арест на имущество страхователя. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате единого социального налога (взноса) не приостанавливает начисления пеней на сумму страховых взносов, подлежащую уплате. 5. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. 6. Сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
О порядке уплаты пеней и штрафов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование см. письмо МНС РФ от 25 июля 2002 г. N ФС-6-10/1086@
См. комментарий к статье 26 настоящего Федерального закона
Статья 27. Нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и ответственность за это 1. Нарушение страхователем установленного статьей 11 настоящего Федерального закона срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации при отсутствии признаков нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта, - влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей. Нарушение страхователем установленного статьей 11 настоящего Федерального закона срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации более чем на 90 дней - влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей. 2. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий - влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченных сумм страховых взносов. Деяние, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, которое совершено умышленно, - влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов неуплаченных сумм страховых взносов.
О применении норм по взысканию штрафных санкций см. информацию ПФР от 5 августа 2003 г. N КА-09-25/8276
3. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом это лицо должно было сообщить в орган Пенсионного фонда Российской Федерации, - влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, - влекут взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ
См. комментарий к статье 27 настоящего Федерального закона
Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. N 187-ФЗ в статью 28 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона См. текст статьи в предыдущей редакции
О конституционно-правовом смысле положений пунктов 1-3 статьи 28 настоящего Федерального закона см Определения Конституционного Суда РФ от 15 января 2008 г. N 186-О-П, от 12 мая 2005 г. N 182-О, от 12 апреля 2005 г. N 164-О, от 12 апреля 2005 г. N 165-О, Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 апреля 2006 г. N 107
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 24 мая 2005 г. N 223-О положения пунктов 1-3 статьи 28 настоящего Федерального закона утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат
Статья 28. Порядок и сроки уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа 1. Страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. 2. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 2 декабря 2004 г. N 157-ФЗ в пункт 3 статьи 28 настоящего Федерального закона внесены изменения См. текст пункта в предыдущей редакции
3. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере уплачиваются не позднее 31 декабря текущего года в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 4. Порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации.
См. форму налогового уведомления на уплату авансовых платежей по единому социальному налогу, утвержденную приказом Федеральной налоговой службы от 27 декабря 2004 г. N САЭ-3-05/173@
См. Порядок регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированных платежей, утвержденный постановлением Правления ПФР от 2 августа 2006 г. N 197п
5. Страхователи-адвокаты вправе уплачивать страховые взносы самостоятельно либо через соответствующие адвокатские образования, исполняющие в отношении адвокатов функции налоговых агентов.
См. комментарий к статье 28 настоящего Федерального закона
Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ статья 29 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 октября 2008 г. См. текст статьи в будущей редакции
Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ в статью 29 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяющиеся на отношения, возникшие с 1 января 2002 г. См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 29. Добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию 1. Граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за себя. Физические лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с настоящим Федеральным законом.
О добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию граждан, ведущих личное подсобное хозяйство см. письмо ПФР от 7 октября 2003 г. N СД-09-24/10623
2. Физические лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, осуществляют уплату страховых взносов в порядке, установленном пунктами 1, 2 и 4 статьи 28 настоящего Федерального закона. При этом уплаченные суммы страховых взносов учитываются при определении права граждан на получение обязательного страхового обеспечения на общих основаниях. 3. Физические лица, уплачивающие страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в части, превышающей суммы установленного фиксированного платежа.
О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений см. Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ, вступающий в силу с 1 октября 2008 г.
О регистрации в территориальных органах ПФР страхователей, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию см. постановление Правления ПФР от 16 августа 2002 г. N 89п
См. комментарий к статье 29 настоящего Федерального закона
Статья 30. Пенсионная книжка застрахованного лица 1. Пенсионная книжка застрахованного лица выдается гражданам в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, и служит для отражения информации о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица в Пенсионном фонде Российской Федерации.
См. Форму пенсионной книжки застрахованного лица в Пенсионном фонде Российской Федерации и порядок ее заполнения, утвержденные постановлением Правления ПФР от 10 апреля 2003 г. N 49п
2. Застрахованное лицо самостоятельно пополняет содержание пенсионной книжки путем включения в нее ежегодных выписок о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, получаемых из Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
О составлении выписки, подтверждающей сумму уплаченных страховых взносов, см. телеграмму Минтруда РФ от 19 февраля 2002 г. N 958-ЮЛ/МЗ-06-32/1625
3. По требованию застрахованного лица соответствующее подразделение Пенсионного фонда Российской Федерации обязано провести сверку индивидуального лицевого счета застрахованного лица и содержания пенсионной книжки. Споры, возникающие при проведении сверки расчетов, разрешаются в судебном порядке.
См. комментарий к статье 30 настоящего Федерального закона
Глава VI. Заключительные и переходные положения
Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ статья 31 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2006 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 31. Рассмотрение и разрешение споров по вопросам обязательного пенсионного страхования 1. Письменное заявление страхователя или застрахованного лица по спорным вопросам, возникающим в сфере обязательного пенсионного страхования, рассматривается органом страховщика в течение одного месяца со дня получения указанного заявления. О принятом решении орган страховщика сообщает заявителю в письменной форме в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления. 2. В случае несогласия страхователя или застрахованного лица с принятым органом страховщика решением спор подлежит разрешению в вышестоящем органе страховщика или в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 3. Должностные лица, допустившие нарушения в сфере обязательного пенсионного страхования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
См. Положение об организации приема граждан, застрахованных лиц, представителей организаций и страхователей в Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденное постановлением Правления ПФР от 2 ноября 2007 г. N 275п
См. комментарий к статье 31 настоящего Федерального закона
Статья 32. Право застрахованного лица на передачу своих накоплений в негосударственный пенсионный фонд Застрахованное лицо вправе в порядке, установленном федеральным законом, отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации и передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд начиная с 1 января 2004 года.
См. комментарий к статье 32 настоящего Федерального закона
Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 70-ФЗ статья 33 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г. См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 33. Переходные положения В течение 2005 - 2007 годов для страхователей, которые указаны в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона и выступают в качестве работодателей для лиц 1967 года рождения и моложе, применяются следующие ставки страховых взносов: 1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:
┌───────────────────────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ База для начисления страховых │ 2005 - 2007 годы │ │ взносов на каждое физическое │ │ │ лицо нарастающим итогом с │ │ │ начала года │ │ │ ├────────────────────────────────┬─────────────────────────────────┤ │ │ на финансирование страховой │ на финансирование накопительной │ │ │ части трудовой пенсии │ части трудовой пенсии │ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┼─────────────────────────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ └───────────────────────────────┴────────────────────────────────┴─────────────────────────────────┘ До 280 000 рублей 10,0 процента 4,0 процента
От 280 001 рубля до 600 000 28 000 рублей + 3,9 процента с 11 200 рублей +1,6 процента с рублей суммы, превышающей 280 000 суммы, превышающей 280 000 рублей рублей
Свыше 600 000 рублей 40 480 рублей 16 320 рублей;
2) для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:
┌───────────────────────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ База для начисления страховых │ 2005 - 2007 годы │ │ взносов на каждое физическое │ │ │ лицо нарастающим итогом с │ │ │ начала года │ │ │ ├────────────────────────────────┬─────────────────────────────────┤ │ │ на финансирование страховой │ на финансирование накопительной │ │ │ части трудовой пенсии │ части трудовой пенсии │ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┼─────────────────────────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ └───────────────────────────────┴────────────────────────────────┴─────────────────────────────────┘ До 280 000 рублей 6,3 процента 4,0 процента
От 280 001 рубля до 600 000 17 640 рублей + 3,9 процента с 11 200 рублей + 1,6 процента с рублей суммы, превышающей 280 000 суммы, превышающей 280 000 рублей рублей
Свыше 600 000 рублей 30 120 рублей 16 320 рублей
См. комментарий к статье 33 настоящего Федерального закона
Об обжаловании статьи 34 настоящего Федерального закона см. Определения Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2004 г. N 28-О, от 4 марта 2004 г. N 49-О
Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. С момента вступления в силу настоящего Федерального закона федеральные законы, принятые до его вступления в силу и предусматривающие условия и нормы обязательного пенсионного страхования, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
О вступлении в силу настоящего Федерального закона см. письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 30 мая 2002 г. N 04-01-10/2-50
См. комментарий к статье 34 настоящего Федерального закона
Президент Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ
http://realtylaw.ru/zakon/strahovanie/2008/07/22/strahovanie_787.html
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
%D4%E5%E4%E5%F0%E0%EB%FC%ED%FB%E9+%E7%E0%EA%EE%ED+%EE%F2+15+%E4%E5%EA%E0%E1%F0%FF+2001+%E3.+N+167-%D4%C7++%22%CE%E1+%EE%E1%FF%E7%E0%F2%E5%EB%FC%ED%EE%EC+%EF%E5%ED%F1%E8%EE%ED%ED%EE%EC+%F1%F2%F0%E0%F5%EE%E2%E0%ED%E8%E8+%E2+%D0%EE%F1%F1%E8%E9%F1%EA%EE%E9+%D4%E5%E4%E5%F0%E0%F6%E8%E8%22
http%3A%2F%2Frealtylaw.ru%2Fzakon%2Fstrahovanie%2F2008%2F07%2F22%2Fstrahovanie_787.html
Когда планируется снос углового дома Чехова61... 29.10.2017 - Комментарий Ян Мы в таком доме взяли, довольны на все 100%, по соотношению цена/качество лучше предложения не нашли. Конечно ... 30.01.2017 - Терлецкий парк (Московские окна) адвокат Андрей Валерьевич Ребриков Информация для дольщиков ЖК "Терлецкий парк". 15 февраля 2017 года состоится очередное заседение по рассмотрен...
Проблемные застройщики. Информация. Комментарии. Общение соинвесторов. Судебные дела
Согласование перепланировок жилых и нежилых помещений
Согласование перепланировок от заказа технического заключения и проекта до получения разрешения. Узаконение ранее сделанной перепланировки. Сложные случаи. Подробнее >>>>